Ваш браузер устарел. Рекомендуем обновить его до последней версии.

Алессандрия * Alessandria * Lissandria

Алессандрия была основана как город в 1168 году, хотя и до этого времени здесь были поселения. Закладывали город как крепость для защиты всего севера Италии от императора Священной Римской империи. Имя городу дали в честь папы римского Александра III - он всегда был противником политики германского императора. Уже в 1174–1175 годы город был осажден войсками императора Фридриха I Барбароссы. Император отправился в свой пятый поход против гвельфов – сторонников папы, в числе которых были и жители Алессандрии. Осада состоялась, но Алессандрию взять не удалось. В развитии Алессандрии значительную роль сыграли умилиаты – члены средневекового монашеского ордена, который отличался тягой к спиритуализму и аскетическим образом жизни. Умилиаты занимались изготовлением шерстяных тканей, благодаря их хозяйственной деятельности вырос объём промышленности и торговли города. В 1198 году Алессандрия становится коммунной. В дальнейшем город участвовал в войнах между гвельфами (сторонниками пап) и гибеллинами (сторонниками императоров), горожане тягались с соседним властителем – маркизом Монферратским, и городом Асти. Во второй половине XIII века Алессандрия переходит под власть короля Неаполя Карла I Анжуйского, затем становится владением маркиза Гульельмо VII Монферратского, а в 1348 году попадает в руки влиятельного миланского семейства Висконти, представители которого получают титул миланских герцогов. В 1391 году близ Алессандрии состоялось сражение, в котором армия Милана под командованием кондотьера Якопо даль Верме разгромила французские наемные войска, которыми командовал граф Жан д’Арманьяк. В 1450 году, когда власть в Миланском герцогстве захватило семейство Сфорца, Алессандрия, входившая в его состав, переходит к этому семейству. В 1707 году Алессандрия была захвачена Виктором Амадеем II Савойским, это приобретение было закреплено Утрехтским договором 1713 года. Когда в 1720 году Виктор Амадей II Савойский стал во главе новообразованного Сардинского королевства, город вошёл в его состав. Монархи Савойской династии возвели в Алессандрии мощную цитадель, строительство которой началось в 1728 году. В годы Наполеоновских войн близ Алессандрии разыгралось одно из самых важных и переломных сражений эпохи – битва при Маренго. После того, как в 1802 году Наполеон Бонапарт заявил о присоединении Пьемонта к Французской республике, город Алессандрия стал центром департамента Маренго, названного так в честь знаменитого сражения. Захватив Пьемонт, французы начали строить в нём новые укрепления: казармы и новую цитадель в южной части города. После крушения Наполеоновской империи в 1814 году, Алессандрия вновь вошла в состав Сардинского королевства. После объединения Италии население получило возможность избирать муниципальный совет. Алессандрия стала первой провинцией в Италии, где в 1899 году был избран социалист, это был часовщик Паоло Сакко. В годы Второй мировой войны город подвергся бомбардировкам авиации союзников. Алессандрия была освобождена от немецких войск в конце апреля 1945 года частями Бразильского экспедиционного корпуса.

2015 год

До приезда в Турин, про Алессандрию и не слышал. Египетская Александрия – другое дело. Накануне прочитал материалы в сети интернет и понял - надо ехать. Будет интересно. Добираться в город нужно с вокзала Торино Порто Нуово - в пути придётся провести около часа, остановок по дороге почти нет (если не считать Асти). Билет в одну сторону стоит 7,8€. Отправление удобного мне поезда в 07:28. Расстояние от Турина до Алессандрии около сотни километров.

АлессандрияАлессандрия

Сразу от вокзала начинаются кварталы с современной застройкой. Я даже было испугался, что и дальше будет точно так же, но «старина» началась чуть позже. То, что в городе протекает река Танаро я и не почувствовал, поскольку сразу отправился в самый центр, чтобы успеть все осмотреть. Сам городок показался мне не слишком большим по площади. Сразу ощущается другой ритм – отличие от столичного Турина. Здесь все более размеренно, неспешно и без нервоза мегаполиса. Скорее всего, там, где сейчас центр города окружают широкие магистрали, когда-то были крепостные стены. Просто, во многих городах такой же принцип устройства центра города. Сразу у вокзала имеется красивый и старинный (судя по возрасту деревьев) парк. Здесь же располагается и несколько государственных учреждений - эти строения тоже имеют в Италии определенный сложившийся облик – я научился определять их не только по флагам, висящим над входом. Типичный неоклассицизм времен Муссолини.

Парк у железнодорожного вокзала АлессандрииПарк у железнодорожного вокзала Алессандрии

А потом я оказался на улицах города. Тут все перемешано - и старинные церкви (у которых тоже только фасады красивые, но их трудно сфотографировать - слишком мало места на улицах) и современные дома. Есть, правда и немного старинных. Первой церковью в Алессандрии, которую я посетил, стала церковь Святых Алессандро и Карла - Parrocchia Sant' Alessandro. С фасада она не слишком-то бросается в глаза (самая обычная церковь). Правда, оказалось сфотографировать её целая проблема - места на улице катастрофически не хватает. Церковь была полностью готова к 1758 году. Правда, фасад был заметно "доработан" в 1845 году. На фасаде появились статуи: Святого Александра (на аттике), а в нишах фасада Святых Алоизия Гонзага, апостола Андрея, Карла и Сира. 

Церковь Святых Алессандро и КарлаЦерковь Святых Алессандро и Карла

Внутри церковь очень симпатична - барокко есть барокко... Я подобные произведения архитектуры называю "оказаться внутри шкатулки с драгоценностями". Удивительная красота вокруг. И тишина. Мне особенно понравилась статуя Мадонны, которая как будто находится в пещере. Каким-то чудом здесь сохранилось деревянное распятие XV века.

В церкви Святых Алессандро и КарлаВ церкви Святых Алессандро и Карла

Выхожу из церкви, делаю несколько шагов и вот я на одной из развилок дорог - тут пересекаются сразу несколько улиц. По местным меркам – небольшая площадь (пьяцетта делла Лега Ломбарда). Тут расположен кинотеатр, памятный столб, старинные дома с магазинами и ресторанами - такой небольшой исторический центр.

Пьяцетта делла Лега ЛомбардаПьяцетта делла Лега Ломбарда

Одна из витрин многочисленных кондитерских «напоминает» мне о прочитанном в путеводителе: Алессандрия славится своим шоколадом и другими сладостями. А взрослое население, тем временем, отоваривается в мясных и молочных лавках, покупает овощи, фрукты и свежую выпечку.

Витрина кондитерскойВитрина кондитерской

Выбираюсь на виа Милано и собираю практически целый букет местных красот и предметов гордости горожан. Иду дальше и вижу Синагогу. Говорят, что в Алессандрии почти всегда евреи жили спокойно и не терпели никаких притеснений. Вот и построили такую красивую синагогу. Кстати, местная община одна из самых древних в этом регионе. Но, боже мой, кто так строит? Я не про внешний вид, а про практически невозможность увидеть это красивое здание с нормального ракурса – только боком, ибо ширина улицы не позволяет большее.

СинагогаСинагога

Обратил внимание, что город украшен какими-то яркими (чаще сиреневыми) штуками: это и какие-то банты, и что-то напоминающее фигуры, и корзинки и так далее. Могут быть и просто обвиты сиреневой тканью какие-то указатели, столбы или фонари. Так и не узнал, что это за традиция и по какому поводу город был украшен. Наибольшее количество украшений пришлось на Палаццо Поццо - никогда бы не сказал, что этот, требующий ремонта дом, зовётся палаццо. Тем не менее, Дворец был построен во второй половине XVIII века и является (с точки зрения архитекторов) постройкой в стиле пьемонтского барокко. Название пошло от имён хозяев - им владели маркизы Даль Поццо. В прежние времена здесь действовал очень знаменитый салон для светской публики того времени. Теперь здесь располагаются различные заведения (на фотографии одно из заведения - магазин оптики). 

 

Дворец ПоццоДворец Поццо

Рядом (за углом), на площади Piazzetta Santa Lucia находится небольшая церковь Santa Lucia. К сожалению, она оказалась закрыта, поэтому побывать внутри не получилось. А снаружи, как и большинство алессандрийских храмов, церковь оказалась очень скромной  и сказать что-то о её внутреннем убранстве сложно...

Церковь Святой ЛючииЦерковь Святой Лючии

На соседней площади Piazzetta Santo Stefano церковь Святых Стефана и Мартина (1742 год) – в ней выдают какую-то благотворительную помощь местным малоимущим. Наверное вспомнили, что в 1802 году, когда здесь хозяйничали французы, церковь была превращена в склад. Церковь хоть и кажется снаружи очень простой (сочетание элементов неоклассицизма и барокко), но её история и внутреннее убранство оказываются восхитительны.

Церковь Святых Стефана и МартинаЦерковь Святых Стефана и Мартина

Всё вокруг украшено популярными во времена барокко лепниной и роспись, которая имитирует мрамор. "Святой Мартин на лошади" (художественное полотно) и "Мадонна с Младенцем" (позолоченная статуя) - самые интересные произведения, которые хранятся в этом храме. Очень красиво украшен свод церкви *конец XIX века). Интересно прогуляться по четырём боковым капеллам и внимательно рассмотреть их алтари.

 

В церкви Святых Стефана и МартинаВ церкви Святых Стефана и Мартина

С другой стороны площади располагается местный театр – здание довольно оригинальной архитектуры для театра. Конечно оригинальной... Если учесть, что это и не театр вовсе. На здании имеется надпись - Agenzia Territoriale Per La Casa Della Provincia Di Alessandria. Если перевести кратко, то это Мэрия. Вернее, не сама мэрия, а принадлежащее городу строение с различными организациями. Вижу, что центр заканчивается, и начинаются современные постройки. Пройди я еще немного вперед – увидел бы реку Танаро и оказался бы на набережной.

Agenzia Territoriale Per La Casa Della Provincia Di AlessandriaAgenzia Territoriale Per La Casa Della Provincia Di Alessandria

Но я сворачиваю в сторону центра по одной из улиц и теперь уже на пустынной площади вижу простенькую церковь Санта-Мария-ди-Кастелло. Площадь (традиционно) носит то же самое имя, что и расположенная тут церковь. Оказывается, что это церковь была построена в XV веке и считается самой старинной в Алессандрии. Правда, на этом месте и до нее стояли более ранние церкви. К сожалению, церковь оказалась закрыта.

Пьяцца и церковь Санта-Мария-ди-КастеллоПьяцца и церковь Санта-Мария-ди-Кастелло

Пытаясь рассмотреть ее красивую колокольню, оказываюсь в небольшом дворе соседнего здания (мне показалось – это какое-то учебное заведение). Ощущение такое, что попал в старинный монастырь… Как оказалось, помещение этой церкви довольно долго (буквально века) использовалось то под склад, то под лазарет, то под еще какие нужные городу потребности.

Церковь Санта-Мария-ди-КастеллоЦерковь Санта-Мария-ди-Кастелло

Оказываюсь в местном супермаркете: цены тут заметно ниже, чем в супермаркетах Турина. И часы работы интересные – 08:00 – 12:45, а потом с 15:30 до 19:30. Неплохой такой перерыв… С удовольствием купил бы чего-нибудь, но таскать пакет с продуктами совершенно не хочется. Уехал и не позавтракал - теперь буду внимательно изучать ассортимент всех супермаркетов...

В супермаркете...В супермаркете...

Шагаю к центру города по Via dei Guasco. Периодически попадаются старинные храмы, дома и прочие старинности. Понравилась мне старинная и очень небольшая церковь, названия которой я так и не узнал – она закрыта и ждёт ремонта. Но как она красиво расположена – на перекрестке сразу нескольких улиц, Она как бы разрезает дорогу на два луча.

Безымянная церковьБезымянная церковь

А я выбираюсь к главной площади Алессандрии – площади Свободы (пьяцца делла Либерта). Проходя мимо улицы Данте вижу вдалеке Триумфальную арку (ей уже более 250 лет) – соорудили ее к приезду Короля Сардинии. На площади все самое интересное располагается по периметру, а в центре находится большая автостоянка и сквер. У одного из домов, расположенных у входа на площадь, увидел оригинальную находку - в стену была вделана старинная пушка. Причем, не для того, чтобы из нее стрелять (не поперек), а вдоль стены, но чтобы она была видна. Может быть, так были отмечены заслуги кого-то из военных прошлого (рядом имеется и большая мемориальная доска). Здание почтамта здесь в стиле времен Муссолини - прямые ровные линии.

А вот здание местной мэрии-муниципалитета - Муниципальный дворец (палаццо дель Муниципио) особенно привлекает к себе внимание. Во-первых, своими роскошными формами и ярким цветом (ещё одно название - Розовый дворец). А во-вторых, своими тремя циферблатами в верхней части фасада. Один - это обычные часы, другой – календарь, а третий - лунный календарь.

Палаццо дель МуниципиоПалаццо дель Муниципио

Там, на самой вершине, ещё имеется флюгер в виде петуха - это в память о том случае в 1225 году, когда жители Алессандрии отобрали у жителей соседнего города-соперника Казале-Монферрато символ их города. Строительство дворца началось с конца XVIII века, на некоторое время работы прекратили, возобновили в 1825 году и закончили строительство к 1830 году. 

Часы на Муниципальном дворцеЧасы на Муниципальном дворце

В другом углу площади располагается еще одно интересное строение. Сначала я подумал, что это что-то религиозное - сужу по высокой красивой колокольне. Но потом оказалось, что это просто позади располагается местный Кафедральный собор и картинки «наложились» одна на другую. А здание это, похожее чем-то на дворец в стиле барокко (а это и есть дворец – палаццо Гилини, 1733 года рождения), учреждение, где сидят власти провинции (или что-то похожее).

Палаццо ГалиниПалаццо Галини

Оказалось, что в его внутренний двор можно свободно пройти. И само здание, его первый арочный этаж и небольшой сад внутри производят очень интересные ощущения. Можно очень долго рассматривать своды здания, которые сделаны из обычного кирпича. Вот мастера в свое время постарались! Кстати, отсюда получается удачно отснять на фото и видео Кафедральный собор. Возможно, это даже лучшая точка для съемки собора. В садике мне понравилось одно деревце в виде большого гриба с розово-сиреневыми листьями.

Думал, что двор проходной, но пришлось возвращаться. А время катастрофически утекало – сначала я решил, что двух часов мне хватит на осмотр города, если опоздать, то придется еще час ждать следующего поезда и искать себе занятие. Поэтому по виа Парма просто пролетаю мимо консерватории Вивальди с какими-то музеями, где множество групп школьников. Оказываюсь на площади Дуомо, есть и другое название площади - Piazza Giovanni XXIII. Собор обычный такой, а вот его башня-колокольня - просто произведение средневекового искусства. Очень много ярусов, различных стилей и элементов в оформлении. Оказалось, что колокольня довольно современная – ее построили на стыке XIX и XX веков. 106 метров высоты – это третье место в Италии среди подобных сооружений. Колокольня столь высока, что ее очень сложно уместить в кадр. Тем более, поместить туда сразу и колокольню, и сам собор.

Via Parma и башня Кафедрального собораVia Parma и башня Кафедрального собора

Собор был построен в XIII веке, но к настоящему времени если что и сохранилось с тех времён, то, возможно, только где-то внутри собора. Тот неоклассический собор, что мы видим сейчас, относится к 1810 году. Фасад с коринфскими колоннами был построен десятилетием позднее. На аттике (на уровне крыши установлены пять статуй: Спаситель и евангелисты (Матфей, Марк, Лука, Иоанн). А тут еще на площади столько интересного – фасады старинных домов, какие-то скульптуры.

Кафедральный собор святых Петра и МаркаКафедральный собор святых Петра и Марка

Оказавшись внутри собора, имею полную возможность снимать все вокруг - никто не мешает и не запрещает. Здание довольно большое, интересного много. На некоторое время даже возникает ощущение, что я не в Кафедральном соборе, а в… театре. Колонны, арки, фрески… Много синих и серых оттенков. Собор в Алессандрии посвящён святым Петру и Марку. Но самым почитаемым здесь считают деревянную статую Мадонны Спасительницы (покровительница города), которая находится в одной из ниш в стене. С XV века она считается заступницей местных жителей (хотя официальным покровителем города и считается святой Баудолин) и к ней постоянно обращаются с разными просьбами и молитвами. Оказалось, что основное внутреннее оформление было произведено в XX веке мастером из Турина Луиджи Моргари. Сохранились в соборе и старинные полотна художников XVI-XVII веков. 

На площади стоит какой-то современный памятник, а на стене старинного сооружения изображено что-то средневековое. Точнее – это не стена, а фрагмент старинной постройки, встроенный в более современное сооружение. Буквально пролетел мимо памятника местному герою – Аулари Гальяудо. Считается, что когда-то, в далеком 1174 году он спас город от войск Барбароссы, которые осаждали город. По этому поводу есть легенда. Когда жителям Алессандрии уже нечего было есть, и они уже готовились сдаться, в городе нашёлся хитроумный крестьянин Гальяудо, который придумал, как обмануть осаждающих. Он собрал оставшееся в городе зерно, и накормил им свою корову, а затем вывел её за пределы города на выпас. Вражеские солдаты тут же взяли его в плен, закололи корову, и стали готовить её к обжарке. Разрезав желудок, имперские солдаты обнаружили в нём зерно, и спросили Гальяудо, почему он накормил корову столь дорогой пищей? Гальяудо ответил, что зерна в городе так много, что его просто некуда девать, и горожане кормят им скотину. Услышав это, осаждающие решили уйти.

Piazza Giovanni XXIIIPiazza Giovanni XXIII

Уже буквально на бегу успеваю заметить то самое знаменитое здание музея шляп и штаб-квартиры известной фирмы – Борсалино. В коллекции больше двух тысяч шляп, которые выпускаются с 1857 года. Очень стильные шляпы, надо сказать. Встречал их кое-где в витринах и поражался стоимости – от 100€ и почти до 1000€.

Штаб-квартира фирмы БорсалиноШтаб-квартира фирмы Борсалино

По дороге успеваю заметить еще некоторые красивые сооружения - театр, большую площадь с торговыми галереями (как в Турине) и так, кое-что по мелочи. Очень обидно, что до Крепости (Цитадели) я так и не успел дойти. Город оставляет довольно приятные ощущения. Как мне показалось, туристами он не избалован, поскольку смотрели тут на меня немного настороженно - а чего это он тут нас фотографирует?

Европа     Италия