Ваш браузер устарел. Рекомендуем обновить его до последней версии.

Кремона * Cremona

Основан город был ещё до прихода в Ломбардию римлян; первыми жителями Кремоны стали сеноманы - кельтское племя, вместе с народом основателей Милана, инсубров, переправившееся в земли между По и Альпами в середине I тысячелетия до н.э. Позже, в 220-е годы до н.э. эти места приглянулись пришедшим в ломбардские земли римлянам, и те возвели здесь укреплённый городок - Каструм, который стал базой для дальнейшей их экспансии в земли Цизальпинской Галлии. Когда цизальпинские земли были наконец покорены, город стал быстро расти, чему немало способствовало одновременное его положение на двух важнейших путях того времени – реке Пад (По), основной речной артерии Севера Италии, и Постумиевой дороге, которая соединяла адриатическую Аквилею с Генуей на Лигурийском побережье. Древнеримский поэт Вергилий жил и творил здесь в 1 веке до н.э. Вскоре Кремона превратилась в полноценный город-муниципий со всеми благами тогдашней римской цивилизации. Её развитие серьезно замедлилось после 69 года, когда во время «года четырёх императоров» в Империи и связанной с этим смуты она была разрушена войсками Веспасиана. Город был восстановлен при личном участии нового императора, но разорение не прошло для него бесследно – на долгие годы римская Кремона пропала со страниц хроник. В V столетии Италию захлестнули бесконечные войны всех против всех. Полчища готов, гуннов, потом снова готы, а затем и византийцы - кто только не топтал Паданскую долину в те годы. В VI столетии Кремоне довелось долгое время служить византийским форпостом в войне Восточной империи с готами – до того момента, как в 603 году её подчинили себе пришедшие с севера варвары-лангобарды. Город был тогда разрушен и 12 простоял в запустении. В 615 году на него обратила внимание жена лангобардского короля Агилульфа, Теоделинда, и её стараниями Кремона была отстроена и получила собственного епископа. Постепенно – уже после того, как лангобардское королевство было в 773-774 годах завоёвано франками – епископам удалось сконцентрировать в своих руках значительную светскую власть над городом и окрестными территориями и сделаться довольно влиятельными в масштабах Италии фигурами. С образованием в 962 году Священной Римской империи, они порою входили в состав императорского двора. Городу в это время достались весьма серьезные права и привилегии. Постепенно авторитет церковной власти в городе стал падать, а Кремона стала чувствовать себя всё более и более независимо. В правление Генриха IV (конец XI века), когда император попытался взыскать с кремонцев непомерно тяжёлый налог золотом, тогдашний глава коммуны, Джованни Бальдезио вызвал сюзерена на поединок. Генрих был побеждён в популярной игре «бочче» (игра с мячом на точность), и золото, причитавшееся империи, было сбережено. В 1093 году Кремона отсоединилась от Империи и вступила в пропапскую лигу, возглавляемую тосканской маркграфиней Матильдой Каносской. В этот период кремонцам удалось существенно расширить свои права. Павия вместе с Лоди и Комо стала непременным союзником Кремоны в конфликтах первой половины XII века (обоим коммунам угрожал общий соперник – Милан). Это же противостояние с Миланом привело к тому, что когда в Италию в 1158 году вторгся наводить в чрезмерно самостоятельных здешних городах имперский порядок Фридрих Барбаросса, кремонцы охотно приняли его сторону. В Средние века Кремона вошла в Ломбардскую лигу, что гарантировало её защиту и льготную торговлю с могущественным соседом - Миланом. Красоту Кремоны по достоинству оценили миланские правящие фамилии, устроив здесь в XV веке бракосочетание Франческо Сфорца и Бьянки Марии Висконти. Последующая история Кремоны связана больше с именами скрипичных дел мастеров – Амати, Страдивари, Гварнери. Они творили с XVI до середина XVIII века. А в конце XVIII века наступил конец эры итальянских скрипок. В год двухсотлетия со дня смерти Страдивари в городе была основана школа изготовления скрипок. Сейчас в Кремоне их более ста.   

2012 год

Из Милана до Кремоны 88 км и 1 час 5 минут пути. Билет стоит 6,8€. Поезд отправляется в 8:20. По описаниям - это городок всего на 80 тысяч жителей, но обещают архитектурные изыски XIV века и многочисленные скрипичных дел выставки, мастерские и всё такое прочее. Ведь Кремона - родина Амати, Страдивари и Гварнери. Дорога до Кремоны проходит по сельскохозяйственным территориям: множество полей, поливальных установок, амбаров, комбайнов… Наверное, впервые в Италии, я заметил многочисленные поля с солнечными батареями. В некоторых местах - это просто батареи, уложенные на крышу домов, а в некоторых - целые поля солнечных батарей, которые установлены на специальных подвижных опорах, чтобы поворачиваться вслед за солнцем и максимально ловить его энергию.

Ж/д вокзал в КремонеЖ/д вокзал в Кремоне

Всё оказалось так, как и обещали. И даже немного лучше. Городок ничем (если не знать его историческую подоплёку) не отличается от Павии, Пьяченцы, Пармы и других. Традиционно, вблизи вокзала памятник Гарибальди. В стороне от центра улочки тихие, горожан почти нет, машины тоже встречаются редко. Мне очень нравятся местные улочки, чем-то они напомнили мне Падую. Довольно часто встречаются церкви, башни и палаццо разных калибров. Ближе к центру появляется современная застройка, большие красивые площади с клумбами, дорожками, скамейками и фонтанами.

КремонаКремона

Начинаются торговые улочки со множеством магазинов. Особое внимание обращает на себя угловатое строение (начала XX века, по моим прикидкам) Галерея 25 апреля. Это торговый пассаж и назван в честь освобождения Италии от фашистской немецкой оккупации (прежнее название 23 марта 1919 года было дано в честь создания Муссолини фашисткой партии в Италии). Как раз в тот день Муссолини сбежал из Милана. Сейчас там работает много различных магазинов, лавок, кафе и ресторанов. Окрестные улочки тоже заполнены торговыми палатками, рядами и вагончиками с провизией и промтоварами.

Галерея 25 апреляГалерея 25 апреля

Неспешно шагаю по одной из главных улиц Кремоны. Вызываю некоторый интерес как турист с фотоаппаратом и видеокамерой одновременно. И как новое лицо в городе. Возле вещей по 1-3-5€ как всегда аншлаг - желающих купить множество. Это я уже в самом центре города. Все достопримечательности Кремоны располагаются достаточно компактно. И лишь некоторые строения находятся немного в стороне от центральных улиц и площадей. Большинство моих картинок будут «крутиться» вокруг пьяцца дель Комуне. Это - сердце города. Она начала формироваться в XIV веке - в те времена город представлял собой независимую ни от кого коммуну. А затем власть в Кремоне стала принадлежать миланским герцогам.

Суббота - торговый деньСуббота - торговый день

Как и везде в субботу, наибольшее внимание турист обратит на уличные рынки. Они занимают все главные улицы и площади города. Покупателей огромное количество - такое ощущение, что все неделю ждали: когда же можно будет купить что-нибудь у уличных торговцев. Продают всё - от нижнего белья до предметов интерьера. Цветы - в особом приоритете. Они тут самые необычные, наисвежайшие и очень дешёвые, многие их покупают. Кто-то берёт специальные «цветущие ящики и корзины» для балконов и на крыльцо. Кто-то покупает букеты и цветы упаковками. Я сразу на двух площадях - пьяцца Страдивари и пьяцца Кавур. Встретил здесь памятник Страдивари и его ученику.

Пьяцца СтрадивариПьяцца Страдивари

С улочек, которые запружены торговцами, я попадаю под своды Палаццо Комуне. Снаружи я рассмотрю его позже, а пока наслаждаюсь прохладой под его арками. Не торопясь рассматриваю своды - старина. А сквозь его арки уже видна сама площадь и на противоположной стороне просматриваются удивительные картинки. Подхожу неспешно, буквально шаг за шагом. Даже появилась мысль в голове: боюсь спугнуть такую красоту. Постепенно проявляется весь городской ансамбль пьяцца дель Комуне. 

Под сводами Палаццо КомуналеПод сводами Палаццо Комунале

Перво-наперво - Кафедральный собор, в Кремоне он носит имя Санта Мария Ассунта (Вознесения Богоматери). Как пишут, его строительство началось в 1107 году и было завершено лишь к концу XII века. Здание возводилось на фундаменте римской базилики. Практически сразу после завершения его строительства, собор сильно пострадал во время нашествия на город готов. От старой постройки остался практически только фасад - так собор выглядел в XIII-XIV веках. Кстати, таких же львов с такими же колоннами я уже видел в Бергамо - здесь они появились в XIV веке и были изготовлены из веронского мрамора. Теперь в облике собора отразились готический, ренессансный и барочный стили. В 1491 году была пристроена ренессансная лоджия с тремя нишами. По сторонам установлены фигуры пророков.

Кафедральный собор Санта Мария АссунтаКафедральный собор Санта Мария Ассунта

Снимать внутри хоть на видеокамеру, хоть на фотоаппарат можно, если не пользоваться вспышкой. А снимать есть что - вокруг многочисленные шедевры древнего искусства. Внутри собора тихо и спокойно. Какая-то группа школьников в соборе на экскурсии. Кое-где просматриваются фрески XIV-XV веков. А на фресках XVI века изображены сцены из жизни Девы Марии и Иисуса Христа. Говорят, что они подлинные, средневековые. Дома, с помощью специальной программы, рассмотрю их практически в первозданном виде. Весь Кафедральный собор можно представить в виде большой буквы «Т». Не просто большой буквы, а гигантской! Он буквально напичкан множеством пределов разных времён и периодов истории.

В Кафедральном собореВ Кафедральном соборе

Выхожу из собора через одну из боковых дверей и сразу попадаю на торговую ярмарку. Впервые на моей памяти итальянские торговцы немного смущаются, прекращают жестикулировать и выкрикивать наименования своего товара, когда видят видеокамеру. А торгуют они колбасами и сырами. Наибольшее место занимают сыры из Пармы и ветчины местного производства. Когда оказываешься в месте, где они предлагаются в большом количестве, создается ощущение, что мясо пахнет не слишком приятно. Но это специфика такого рода продуктов - итальянские сырокопчёные колбасы имеют особый привкус.

Сырная лавка на палаццо дель КомунеСырная лавка на палаццо дель Комуне

По поводу "скрипичных дел" в Кремоне. Если не ставить задачу по обязательному посещению всех "скрипичных" мест города, то эта тема и не будет слишком бросаться в глаза. Но моё внимание привлекли некоторые витрины, в которых расположились как готовые к продаже инструменты, так и различные элементы для их изготовления. Следовательно, в городе всё ещё можно заказать для себя уникальную скрипку...

Скрипичные делаСкрипичные дела

Опять возвращаюсь на пьяцца дель Комуне. Теперь особое внимание обращаю на традиционный для городов севера Италии восьмигранный баптистерий (это крестильня). Восьмигранный - символ восьми дней Воскресения. В XVI веке стены были облицованы мрамором (ракушечником розового оттенка - меловой на ощупь материал, предшественник мрамора). Даже не верится, что это сооружение построили в 1167 году. Над сводом Баптистерия в XII веке была установлена статуя Архангела Гавриила.

БаптистерийБаптистерий

А с другой стороны от Кафедрального собора город украшает колокольня Торраццо - она соединяется с собором лоджией в стиле эпохи Возрождения. Это самая высокая колокольня подобного типа строения в Италии - её высота составляет 112,7 метров (и третья в мире по высоте кирпичная башней-колокольней). Именно на неё я и ориентировался, когда шёл по улочкам Кремоны от вокзала к пьяцца дель Комуне. Считается, что её построили к 1309 году, хотя есть данные о её закладке ещё в 754 году. Она открыта для посещения - но не всех привлекает перспектива собственными ногами подниматься на такую высоту (502 ступени). Эта колокольня хорошо видна практически из любого уголка города. На ней располагаются старинные часы с 24-часовым циферблатом. Здесь же показывается актуальный в настоящее время знак Зодиака и даже месяц года. Чуть ниже – герб города. Разглядывать её можно очень долго. У неё несколько уровней, и каждый неповторим. Сначала – это четырёхугольная башня, потом она становится восьмиугольной. Очень жалею, что тогда пожалел свои ноги… К тому же, Тораццо - старейшее в мире кирпичное строение с высотой более 100 метров! Сплошные рекорды - и вот ещё один: здесь располагаются самые большие в мире астрономические часы (установлены к 1588 году). На колокольне сохранились фрагменты подлинной росписи 1483 года, которые сделал Паоло Скаццола.

Колокольня ТорраццоКолокольня Торраццо

Стоя у Кафедрального собора я наконец-то могу в полной мере оценить мэрию (Палаццо Комуне) и Лоджию дей Милити (Лоджия Войнов). Итак - Палаццо Комуне - это что-то типа городской Ратуши или мэрии. Интересное здание 1206 года рождения, колонны во внутреннем дворике которого сплошь покрыты мемориальными досками. Причём, колонны довольно высокие, образующие красивые своды, сохранившие старинный декор. Здесь же внутри двора стоит памятник кому-то из скрипичных мастеров. Палаццо было заметно реконструировано в XV-XVI веках.

Палаццо КомунеПалаццо Комуне

В общих чертах Лоджия повторяет очертания соседнего палаццо. По данным памятной таблички на стене лоджии, она была построена в 1292 году. Здесь собиралось военное сообщество "Сочиета дей Милити» (состояло из самых богатых и влиятельных жителей города и его пригородов). Лоджия была местом собрания этого общества, а также их архивом и сокровищницей.

Лоджия дей Милити (слева)Лоджия дей Милити (слева)

Если приглядеться внимательно к витринам и вывескам над дверьми некоторых домов, то можно увидеть различные «скрипичные» штучки – тут работают музеи, мастерские, магазины по продаже скрипичных товаров, музыкальные школы, нотные магазины и даже небольшие концертные залы. Фасады некоторых домов украшены очень красивыми элементами отделки. Кое-где это даже картины прямо на фасадах. Вблизи центра довольно много пешеходных торговых улиц, есть и такие, где движение транспорта (кроме мото и вело) запрещено вовсе. На главные улицы выходят очень красивые и богатые фасады домов – я бы назвал их респектабельными. Достаточно много брендовых магазинов высокого уровня.

Улицы КремоныУлицы Кремоны

Осмотрев городок на самых центральных улицах, решаюсь прогуляться к «окраинам». От исторического центра разбегаются в разные стороны узкие улочки, сплошь застроенные домами. В стороне от центра города, чёткая геометрия улиц практически отсутствует: повороты, изгибы, площади с многочисленными отходящими от них улицами. Не встречал в городе обшарпанных, разрушенных или неухоженных строений. Всё поддерживается в должном порядке. Оказалось, что и в стороне от центра можно увидеть много интересных старинных и не очень старинных достопримечательностей.

Улицы КремоныУлицы Кремоны

Я отправился в северо-западном направлении: сначала по корсо Кампи, а затем по корсо Гарибальди. И не зря! Мне повстречался Дворец Читтанова, напоминающий очертаниями Палаццо Комунале. Он из той же эпохи - был построен в 1256 году на месте старого военного лагеря. Прочитал в путеводителе, что я не ошибся - Читтанова "является уменьшенной и упрощенной репликой дворца Коммуны". Та же готическая лоджия со стрельчатыми арками. Отличия лишь в незначительных архитектурных деталях. Здесь когда-то (до XIV века) собирались члены совета «Нового города». В 1412 году их место заняли торговцы, в середине XVIII века здесь разместилась казарма, а позже - архив. Сейчас здесь проводятся различные собрания, концерты, массовые мероприятия.

Дворец ЧиттановаДворец Читтанова

Если уж проводить аналогии дворца-мэрии и палаццо Читтанова, то нужно сказать, что и в плане соседства с церквями тоже есть аналогии. Мэрия расположилась напротив Кафедрального собора, а палаццо Читтанова напротив Chiesa Cattolica Parrocchiale S. Agata (церкви Святой Агаты или Агафьи). Очень необычное исполнение церкви, надо сказать. Только высокая колокольня говорит о религиозном её предназначении. А сам фасад церкви просто дворец какой-то, с высокими колоннами. Наверное, правильно будет говорить про греческие архитектурные формы. Сама церковь XV века постройки, а новый фасад в античном стиле появился в 1840 году. Церковь нравится потому, что её (в отличие от многих подобных) можно увидеть полностью из-за столь удачного расположения.

Chiesa Cattolica Parrocchiale S. AgataChiesa Cattolica Parrocchiale S. Agata

В паре кварталов от площади с палаццо Читтанова находится церковь Святого Илария. За основу была взята старая церковь 1137 года и в XVIII веке реконструирована послушниками ордена Святого Августина. Её так и не довели до ума - это заметно по фасаду: нижняя половина с пилястрами и нишами, а верхняя часть "просто кирпичная стенка". Церковь оказалась закрыта - началась сиеста, так что про внутреннее убранство ничего не могу сказать. Обошёл церковь вокруг и очень впечатлился внутренним двориком с арками и колоннами.

Церковь Святого ИларияЦерковь Святого Илария

Обратил внимание на то, что одни улицы охотно посещаются людьми, а на других встретить живого человека - целое событие. В целом, Кремона не создает ощущения, что здесь всего 80 тысяч жителей. Хотя с другой стороны, то и дело замечаешь, что люди здороваются друг с другом, справляются о здоровье и даже расцеловываются при встрече. Для местных жителей и туристов есть всё необходимое - начиная от бутиков известных брендов и заканчивая многочисленными ресторанами, барами, кафе и лавочками. В одной из таких лавочек я нашёл ангелочка ручной итальянской работы. Ну очень мне напоминающего отражение в зеркале. Не мог не купить! В качестве сувенира обязательно захватите кусок местного сыра Проволоне Вальпадана (копчёного, солёного или сладкого) и баночку горчицы из засахаренных фруктов.

На улицах КремоныНа улицах Кремоны

По корсо Гарибальди я уже практически добрался до ж/д станции, как вдруг заметил ещё одну замечательную церковь - церковь Святого Луки. Интересный стиль постройки - ломбардская романика. Строили её в период с 1165 по 1272 год. А в 1503 году слева пристроили капеллу Воскресения Христова (в благодарность о прекратившейся в городе эпидемии чумы). В центре фасада окно-роза. И тут колонны опираются на фигуры львов. Кремона не переставала меня удивлять своими архитектурными проектами до самого моего отъезда.

Церковь Святого ЛукиЦерковь Святого Луки

В 13:30 мне нужно было быть на вокзале. Обратная дорога в Милан заняла 1 час и 10 минут. А впечатлений о городке осталась масса. И все исключительно положительные...

Европа   Италия