Ваш браузер устарел. Рекомендуем обновить его до последней версии.

Модена * Modena

Город Мутина, предшествовавший Модене, упомянут впервые во время войн римлян с цизальпинскими галлами. В 183 году до н.э. Мутина сделалась римской колонией на Эмилиевой дороге. В 78 году за её валами защищался
Марк Юний Брут против Помпея, а в 44 году другой Брут, Децим  - против Антония. Во время нашествия Аттилы и следовавших за тем войн город был несколько раз разрушен, пока, наконец, в VIII веке жители не покинули его совершенно и не основали поблизости другое поселение. В IX веке он был возрождён архиепископом Ледонием и с тех пор находился под управлением духовенства, пока в XI веке на него не распространила власть маркграфиня Матильда Каносская. К концу XII века Модена была уже самостоятельной общиной, довольно быстро распространившей свою власть на окрестности. В 1175 году основан, одним из первых в Европе, университет, вступивший в соперничество с университетом Болоньи. Это соперничество не ограничилось только областью науки: в 1249  году армии двух городов встретились на поле сражения, и Модена была разбита. Во время войны Фридриха II и Григория IX Модена выступила на стороне императора. В 1288 году захватила власть над Моденой ветвь дома Вельфов, семья Эсте, представители которой правили городом до самого Рисорджименто. Первым правителем из этой династии был Обицце Эсте; после смерти его наследника (1308 год) Модена ненадолго получила самостоятельность, но затем Эсте восстановили свою власть. В 1452 году Фридрих III даровал Эсте титул герцогов Модены и Реджио. Столицей этой области был в то время город Феррара, впоследствии перешедший к Папе римскому, который в 1510-1527 годах владел и самой Моденой. Границы герцогства менялись: дому Эсте разными способами удалось присоединить княжество Мирандолу, герцогства Новеллару и Масса-Каррару. В 1796 году последний герцог из династии Эсте, Эрколе III Ринальдо, бежал из Модены, которая была включена в состав Циспаданской, потом Цизальпинской республики. К герцогству Моденскому в 1829 году вновь была присоединена Масса-Каррара, в 1847 году часть герцогства Луккского и Гвасталла. В 1859 году Модена примкнула к объединённой Италии.

2018 год

Поездка в Модену оказалась не запланирована. На самом деле я планировал побывать в Болонье, купил билет Римини-Болонья за €9,85 и отправился в 9:00 в путешествие. Ехать до Болоньи 112 км - за это время я и решил посетить Модену. А что? В прошлый свой визит в 2008 году я попал в дождливый период - осмотреть город как следует не удалось, краски были совершенно не те. Да ещё и Кафедральный собор оказался на реконструкции. Поэтому посетить Модену ещё раз - хорошая идея. Между городами 37 км и я решил ехать на этом поезде дальше, не покупая билет (а он стоит €3,85). Всё равно никто ничего не проверял.

Железнодорожная станция МоденаЖелезнодорожная станция Модена

Оказалось, что это только в Благовещенске суперэффективные менеджеры посчитали троллейбусы убыточным транспортом, в Модене и многих других городах Италии считают иначе - это экологически чистый вид транспорта, экономичный к тому же. Наверное тут у руководителей города нет заинтересованности продвигать частные автобусы... Не удивлюсь, если тут вернутся к идее гужевых перевозок. Вот и городская скульптура на piazzetta dal Paltadóri уже готова...

Длинноногая лошадка на piazzetta dal PaltadóriДлинноногая лошадка на piazzetta dal Paltadóri

Я не планировал получить от Модены слишком многого - посчитал, что полутора часов на прогулку по центру вполне хватит, тут нет слишком большого количества достопримечательностей. Тем более, что впереди ещё прогулка по Болонье. На этот раз город показался мне намного интереснее - яркий, сочный, немного шумный (в центре), достаточно активный и даже многолюдный (на этот раз я прибыл сюда не во время сиесты).

МоденаМодена

Дорогу к центру я хорошо помнил, да и идти тут совсем недалеко - всего несколько кварталов. Причём, это оказались по большей части студенческие квуарталы - вокруг разместились аудитории, учебные классы. И даже церковь (не понять, что это религиозное заведение, просто невозможно) теперь закрыта для посещения и теперь входит в состав государственного института Искусств Модены. 

Старая церковь (ныне институт Искусств Модены)Старая церковь (ныне институт Искусств Модены)Если от церкви двигаться дальше по Via Francesco Rismondo, то дорога приведёт к Кафедральному собору. Поэтому я решил свернуть на улицу Изобразительных искусств (Via Belle Arti,) в восточном направлении - тогда очень скоро я окажусь на Римской площади (Piazza Roma) - в прошлый свой визит я здесь закончил свою прогулку, уставший и как следует не рассмотревший многочисленные интересные достопримечательности, которые находятся вблизи дворца Герцогов Модены. Оказался у какого-то интересного здания, судя по всему - государственного учреждения. Но услышал через открытые окна ученические крики - оказалось, что тут работает один из факультетов института Искусств.

Институт ИскусствИнститут Искусств

Я на пьяцца Сан-Доменико, здесь установлен необычный памятник-колонна - монумент Свободы (Monumento Alla Libertà). Колонна словно обломана. Этот памятник с фигурой женщину, которая порвала цепи был открыт в Модене в 1889 году. По какому случаю он был установлен, я не знаю. Если судить по дате установки, то это как-то может быть связано с объединением Италии в 1861 году...

Монумент СвободыМонумент Свободы

Церковь Сан-Доменико (Chiesa Di San Domenico), её строительство датируют XIII веком. Не уверен, что перед нами та самая церковь из Средневековья - в те времена церковь должна была выглядеть как-то готически, что ли... Больше вероятно, что в ходе реконструкции в 1731 году владельцы замка (которые пользовались церковью Святого Доминика как придворной часовней) заметно поработали над её фасадом. Теперь все окрестные строения образуют достаточно органичный архитектурный ансамбль.

Церковь Сан-ДоменикоЦерковь Сан-Доменико

Площадь Рима или Римская площадь (Piazza Roma) уже с утра принимает посетителей. Туристов здесь пока немного, не наступил ещё туристический сезон. По группы местным школьников с удовольствием путешествуют в это время по окрестным городам. Это же насколько интереснее изучать историю своего края не по учебникам, а в "натуральную величину". Транспорта тут практически нет, только регулярно заметны троллейбусы и автобусы.

Римская площадьРимская площадь

Римская площадь - место очень атмосферное. Мне кажется, что тут можно просто уютно разместиться на одной из многочисленных скамеек и наблюдать за жизнью местных жителей. Нет желания сидеть на скамейке - занимайте столик в одном из кафе. Обратил внимание на местный фонтан - когда видны струи - понятно, что это за архитектурная форма. А если струй нет, то можно подумать, что в центре площади большая лужа.

Площадь РимаПлощадь Рима

К большому сожалению не встретил в Модене хорошей навигации по достопримечательностям. Я имею в виду не крупные памятники, дворцы или церкви - нет никакой информации о палаццо, в которых проживали обычные горожане. К примеру - строение на пьяцца Рома № 1 - просто уверен, что и само палаццо имеет собственное имя, и проживала тут какая-нибудь историческая личность (напротив дворца герцогов-то). Но карта молчит, путеводители молчат. Интернет не комментирует. А было бы интересно.

Палаццо на пьяцца Рома № 1Палаццо на пьяцца Рома № 1

Конечно же, украшение Римской площади - дворец герцогов Модены (Palazzo Ducale di Modena) или дворец герцогов д'Эсте. Начало его строительства датируют 1634 годом, однако окончательно он был достроен лишь в XIX веке. Строился дворец сразу в стиле барокко. Достаточно многие известные местные архитекторы приложили руку к его строительству. По своим размерам палаццо Дукале имеет очень солидные размеры - он и по сегодняшний день является самым большим зданием Модены.

Палаццо ДукалеПалаццо Дукале

Именно так строили дворцы для местной знати в XVII веке. Путеводители пишут, что во дворце достаточно много интересных интерьеров, коллекций, предметов искусства, сохранилась шикарная библиотека, несколько залов официального приёма, кабинет Франческо III и некоторые другие места.

Внутренний двор палаццо ДукалеВнутренний двор палаццо Дукале

В настоящее время здесь располагается Военная академия Модены. Мне неизвестно, проводятся ли экскурсии во дворец - нигде так и не встретил информацию. Возможно, что надо знать время и место сбора или записываться по интернету. В следующий раз обязательно поинтересуюсь заранее. При мне двери были плотно закрыты и я смог заглянуть лишь в "предбанник" - через решётку можно было увидеть фрагмент внутреннего устройства дворца. А под арками центрального входа заметил пару скульптур.

Скульптура в палаццо ДукалеСкульптура в палаццо Дукале

Вновь возвращаюсь на Римскую площадь и обращаю внимание на памятник - он был установлен в память о местном революционере Чиро Менотти. В 1820-е годы он совместно с французскими либералами боролся за избавление Модены от австрийской зависимости. Всё это время местный герцог Франческо IV д'Эсте его поддерживал, так как планировал сам стать королём объединённой Италии. А Чиро осмелился организовать в 1831 году мятеж против герцогов Модены, за что ему был подписан смертный приговор. В народе Чиро был признан героем-мучеником, отдавшим жизнь за объединении Италии. Памятник на площади установили в 1879 году.

Памятник Чиро Менотти на площади РимаПамятник Чиро Менотти на площади Рима

Если двигаться от палаццо Дукале в южном направлении, то площадь Рима плавно перетекает в небольшую площадь Сан-Джорджио (Piazzale San Giorgio) или Святого Георгия. Я бы назвал это, правда, не площадью, а скорее широкой улицей. Названа она по имени красивой барочной церкви, которую начали строить в 1647 году. Прекрасный терракотовый фасад, белые колонны, пилястры, статуи в нишах, на колоннах и на портике - один уже только фасад буквально приглашает побывать внутри. А внутри главная ценность - алтарь из мрамора работы Антонио Лораги, особо почитаемое моденцами изображение Мадонны. Церковь такая красивая наверное потому, что её просто необходимо было вписаться в архитектурный облик Римской площади и окружающих её зданий.

Церковь Сан-ДжорджиоЦерковь Сан-Джорджио

Отправляюсь в сторону Кафедрального собора по улице Via Luigi Carlo Farini, то и дело оборачиваясь на площадь Рима. Уж очень красиво смотрится центральная часть дворца герцогов д'Эсте. С удовольствием иду по подаркадным тротуарам - тут идти легко, можно не смотреть под ноги (всё выложено мрамором или просто отшлифовано за долгие годы туристами). Опять же - можно поглазеть на витрины различных лавок, магазинов, заведений и прочих интересных мест. Окунуться в местную жизнь...

Дворец герцогов (с Via Luigi Carlo Farini)Дворец герцогов (с Via Luigi Carlo Farini)

Решаю свернуть к площади Джузеппе Маззини (Piazza Giuseppe Mazzini) - она располагается в паре кварталов. Попадаю на обычные непарадные улицы города - тут кипит самая обычная жизнь. Вернее кипит торговля, а местные жители неспешно передвигаются из магазина в магазин, здороваются, общаются. Настроение передаётся и мне...

На улицах МоденыНа улицах Модены

Площадь Маззини представляет из себя небольшое пространство, которое покрыто деревьями, клумбами, скамейками и прочими символами спокойно отдыха. Одним из значимых строений по периметру площади считают Ортодоксальную Синагогу (Comunità Ebraica di Modena e Reggio Emilia). К своему стыду, ни разу в жизни не бывал в синагоге, даже не представляю, как там всё устроено. Обычно они попадаются мне закрытыми - наверное, надо знать традиции еврейской жизни. Но внешне постройка очень симпатичная.

СинагогаСинагога

Площадь Маззини практически упирается в другую площадь - пьяцца Торре. Я в самом центре города - на улице Эмилия (Via Emilia). Здесь и строения особенно красивые, и транспорта побольше, и люде шагают не так расслабленно, как на небольших улочках - тут все спешат. Уже начинают мелькать туристы с картами, фотоаппаратами, путеводителями. Я и не заметил, как оказался у стен мэрии (или палаццо Комунале), только снаружи...

Палаццо Комунале (Via Emilia)Палаццо Комунале (Via Emilia)

Местная архитектура довольно необычна и не представляет из себя что-то обычное. Тут и что-то миланское, и венецианские мотивы, и римские, одно слово - "Модена". Здесь работали архитекторы и художники со всей Италии (по приглашению знатных господ). И очень важно, что местные власти всяческие стараются сохранить наследие веков.

Архитектура МоденыАрхитектура Модены

Не сразу понял, что площадь Башни (Piazza della Torre) располагается у Кафедрального собора. Я всегда считал, что это единое строение, но нет - оказывается башня Гирландина или как я перевёл Гирлянда (Torre Ghirlandina) сама по себе. Во время постройки, то есть с 1179 года она называлась башня Святого Геминиануса. Первоначально было построено пять ярусов, впоследствии была надстроена ещё немного - чтобы не стыдно было перед башнями своего соперника - Болонья. Вершина башни украшена мраморными перилами, давшими ей название «гирланде» по-итальянски. По высоте она чуть менее 90 метров, а по красоте - просто супер. Наконец-то вокруг нет строительных лесов и прочих строительных кранов. Обычно я встречал подобные башни в кирпичном исполнении, а тут она облицована мрамором или ракушечником (не запомнил) - смотрится пёстренько, но симпатично. Рядом на площади установлен памятник писателю Алессандро Тассони, рядом какой-то местный уличный музыкант зарабатывает деньги - туристы платят...

Площадь башниПлощадь башни

Решаю обойти квартал и увидеть Кафедральный собор с парадного входа. Это мне надо на проспект Дуомо (Corso Duomo), который протяжённостью всего-то 1,5 квартала. Зато сразу попадаю в атмосферу средневекового города. Если убрать современные вывески и сменить одежду на людях, то полное ощущение Средневековья.

Corso DuomoCorso Duomo

Итак, его Величество Кафедральный собор Модены (Duomo di Modena), без стройки вокруг, во всей своей красе. Освятили собор в 1184 году, соответственно он был построен в романском стиле. С V века на этом месте были построены две церкви. Во время какого-то строительства обнаружили, что тут имеется захоронение Святого Геминиана (небесного покровителя Модены) - это стало поводом разрушить те самые небольшие церкви и построить на их месте что-то побольше. В 1099 году началось строительство Кафедрального собора, которое продлилось 85 лет...

Кафедральный соборКафедральный собор

Понятно, что за время существования собора его романская архитектура не могла сохраниться в неприкосновенности. Постепенно к ней добавлялись различные черты модных архитектурных стилей: готическое окно появилось в XIII веке, например. С течением времени на фасадах добавили барельефы патриархов города, библейские сцены и с изображениями деяний пророков. Автор у них один - Гульельмо да Модена. Стоит обойти собор и посмотреть на него с разных сторон: с Большой площади видны двое ворот - порта Реджа и порта дей Принчипи, с северной стороны расположены порта делла Пескерия (откуда на них взялись рыцари Короля Артура???).

Кафедральный собор (вид с Большой площади)Кафедральный собор (вид с Большой площади)

Львов сюда привезли откуда-нибудь или они были найдены во время каких-нибудь раскопок. Такие фигуры более всего характерны для эпохи Древнего Рима. Похожие скульптуры я встречал в Бергамо, Генуе, окрестностях Милана и других местах - везде они со скорбным выражением и тоской поддерживали какие-нибудь колонны, балконы, скамейки и т.п.

Древние львыДревние львы

Внутри всё ещё проводятся строительные работы, поэтому снять общий вид собора не получилось. Но и те фрагменты, которые удалось мне сфотографировать, оказались просто великолепны. Ощущение старины и намоленности - вот первое, что приходит на ум. А второе - Кафедральный собор в Модене как новогодняя ёлка - цепляет на себя всё новые и новые украшения. Но это не выглядит плохо - всё достаточно стильно и сочетается друг с другом. С веками собор только богатеет своими произведения искусства.

В Кафедральном собореВ Кафедральном соборе

Внутри собор богато украшен различными произведениями искусства. Между центральным нефом и криптой можно увидеть мраморный парапет с изображением «Страстей Христовых» и «Тайной вечери». В соборе практически нет закрытых от посетителей мест - всё можно увидеть и сфотографировать. 

В Кафедральном соборе (лестница к центральному нефу)В Кафедральном соборе (лестница к центральному нефу)

Я решил спуститься в крипту - здесь покоятся Святые мощи Святого Геминиана Моденского (небесного покровителя Модены). Читал, что в этом соборе проходило отпевание известного всему миру тенора Лучано Паваротти, который родился в Модене - великий был человек. НЕсмотря на довольно внушительный поток людей, здесь очень тихо.

В Кафедральном соборе (крипта)В Кафедральном соборе (крипта)

Местами Кафедральный собор напоминал мне чем-то "русские мотивы" - окошки прямо как в старинных купеческих домах на Руси. Здесь уже я больше восхищался не "церковностью или намоленностью" этого места, а архитектурными решениями и работой мастеров кисти и резца. 

В Кафедральном соборе (крипта)В Кафедральном соборе (крипта)

Интересно увидеть собор в целом, понять его структуру. Но для меня не менее интересно рассматривать детали, которые можно увидеть в любом соборе. Есть храмы, где практически не ощущается "жизнь" - только "утверджённые" символы веры, канонические образы и прочее. А тут тебе и ангел, и корова - пускай это и имеет какое-то отношение к библейским сюжетам, но это близко обычным людям. Может быть оттого итальянцы и посещают церкви столь охотно?

Элементы внутренней отделки Кафедрального собораЭлементы внутренней отделки Кафедрального собора

Ещё одно моё любимое занятие - рассматривать изображения грешников, различные гаргулии и прочие "страшилки". Чаще всего, они расположены снаружи храмов и на довольно большой высоте. А тут я заметил подобные изображения грешников практически рядом, над головой. Можно хорошо рассмотреть эмоции, "увидеть мучения" и "сделать выводы"... 

Элементы внутренней отделки Кафедрального собораЭлементы внутренней отделки Кафедрального собора

Я вновь на пьяцца Гранде (Piazza Grande) или на Большой площади. Пытаюсь сделать снимок Кафедрального собора и... не получается. Не помещается одновременно всё в кадр - башня и сам собор, хоть я и ушёл в самый дальний угол - пока не получается... Смотря на собор не сразу понимаешь структуру его отделки, места расположения ворот. Нет привычной симметрии. Но, вполне вероятно, нельзя всё мерить симметрией - иногда надо просто отпустить разум и станет понятна задумка авторов.

Кафедральный собор, Большая площадьКафедральный собор, Большая площадь

На Большой площади (Piazza Grande) ещё имеется одно строение, обязательное к осмотру - это палаццо Комунале (Piazza Grande), мэрия или Ратуша. На самом деле, это не единое здание, а комплекс сооружений, которые были построены в период с XI по XVII века. Правда, как говорят гиды, самое старое строение здесь - Часовая башня, всё остальное было перестроено. 1875 год считается годом окончания строительства палаццо Комунале.

Палаццо КомуналеПалаццо Комунале

В центре дворца располагается Часовая башня (Torre Dell'Orologio). Её строительство датируют концом XV века. Чуть позже на ней появился герб герцогов д'Эсте и семейства Франческо Бьянки Феррари. В настоящее время те старинные часы не сохранились - в 1730 они были заменены новыми, мастером которых считают Людовико Риву. 

Часовая башняЧасовая башня

Говорят, что внутри имеется довольно много различных помещений: залов, лестниц, галерей, которые очень рекомендуются к осмотру. Там сохранилась не только старинная архитектура, но и практически антикварная обстановка. В настоящее время здесь имеется достаточно небольших заведений: магазинчики, кафе, туристический центр.

Палаццо КомуналеПалаццо Комунале

По-прежнему на углу дворца в небольшой нише статуя женщины прижимает в груди плод граната - это и есть знаменитая Бониссима (Statua della Bonissima). Говорят, что её прототипом послужила Матильда ди Каносса она же Матильда Тосканская -  одна из немногих средневековых женщин, проводивших военные действия, а также довольно активная политическая фигураМодена - город Матильды Каносской, она и семья Каносса много сделали для процветания города. Установлена статуя в 1268 году. Первоначально она украшала Большую площадь, но затем была перенесена в нишу на углу палаццо Комунале.  Почитается местными жителями как "защитница бедняков", "богиня плодородия" и т.п. 

БониссимаБониссима

Покидаю Большую площадь и вновь возвращаюсь на виа Эмилия (Via Emilia). Невдалеке от Кафедрального собора тут располагаются сразу две церкви (по разные стороны небольшого сквера). Первая церковь - Сан-Джованни Баттиста или Иоанна Крестителя (Chiesa di San Giovanni Battista) - судя по всему, храм нечасто бывает открыт. Наверное, по каким-то праздникам - я не вдавался в подробности расписания работы. Снаружи довольно уныло, но внутри (как говорят) есть старинные работы XIV-XV веков). Думаю, что и церковь была построена примерно в те же времена.

Церковь Сан-Джованни БаттистаЦерковь Сан-Джованни Баттиста

Другая церковь носит имя Обета или Мадонна-дель-Вото (Chiesa della Madonna del Voto). Церковь была построена как обет жителей города, если последует чудо и в городе прекратится чума. Так и случилось - болезнь начала отступать и в 1934 году начали строить церковь. В облике храма есть прямые заимствования: в основу проекта положили план церкви Святого Спасителя в Болонье, форму купола скопировали с базилики Мадонна дела Гиара из соседнего городка Реджо-Эмили. Облик церкви со времени строительства изменился, и в настоящее время тут прослеживаются черты романского стиля, готики и барокко, а в итоге получилось очень симпатично.

Церковь Мадонна-дель-ВотоЦерковь Мадонна-дель-Вото

Всё - моё вркемя в Модене закончилось, осталось минут 20 до отправления поезда в Болонью, надо было спешить. Очень не хотелось никуда уезжать, но график надо соблюдать. К тому же Болонья буквально требовала моего присутствия. А вокруг только всё начало оживать, открывались магазины и бутики, народ гулял по подаркадным тротуарам. Пришлось скорым пробираться к вокзалу, а там оказалось, что поезд отменили и у меня ещё около полутора часов в запасе. Просидеть их на станции не хотелось - пришлось возвращаться обратно. Жаль, потратил столько времени на пробежки туда-сюда.

Подаркадные тротуарыПодаркадные тротуары

Возвращаться решил мимо Большой площади, сразу в сторону площади XX сентября. По дороге оказался у церкви Сан-Карло (Chiesa di San Carlo). Как и в большинстве храмов в Модене, тут тоже оказалось закрыто. Из-за узости улиц и плотной застройки рассмотреть церковь оказалось непросто. И практически никакой информации не встретил...

Церковь Сан-КарлоЦерковь Сан-Карло

Практически рядом расположена площадь XX сентября (Piazza XX Settembre). Располагается практически между Большой площадью и Рынком. Довольно уютное место, которое окружают по всему периметру строения различного стиля. По большей степени - это современные постройки (слишком уж они новы и хороши). На площади довольно много столиков кафе и ресторанов. В жаркие дни - самое превосходное место для отдыха (на теневой стороне, разумеется). Скажу честно - фонтан «Мальчик с уткой» я искал, но в данном случае пропёрся, не заметил его и не сфотографировал. Как там - а слона-то я и не заметил...

Площадь XX сентябряПлощадь XX сентября

Я же решил посетить расположенный рядом рынок Альбинелли (Mercato Albinelli). Рынок оказался очень уютный, колоритный, насыщенный самыми разнообразными продуктами. И немного "исторический" - он был открыт в 1931 году. Обратил внимание на редкие архитектурные украшения, больше хотелось рассматривать то, что лежит на витринах.

Рынок АльбинеллиРынок Альбинелли

Я сделал "годовой" запас фотографий витрин с продуктами. А где ещё делать столько фотографий сыров, ветчин и прочих деликатесов? Я в Модене, а это в двух-трёх дсятках километрах от Пармы. А Парма - это ветчина и сыр, как известно. Правда цены тут самые обычные, не ощущается практически полное отсутствие транспортных затрат.

Пармская ветчинаПармская ветчина

Выбор сыров здесь тоже велик - от пармиджано реджано и гран падано (самых популярных сортов сыра из Пармы) до совершенно мне неизвестных. Ещё помня о поисках вкусного хлеба в Риме, я особое внимание обратил, конечно же, на витрину с хлебом и булками. Поражает любовь итальянцев к белым сортам хлеба и умению выпекать такой хлеб, который на протяжении длительного времени годится к употреблению и не превращается в сухарь. И всё это без консервантов и особой упаковки...

Хлебный прилавокХлебный прилавок

Особенно мне понравились прилавки с готовой кулинарной продукцией. Казалось бы: кому готовить макароны с соусом и выставлять на продажу. Оказалось, что ленивых людей и тут достаточно - им проще купить уже сваренные макароны (разных видов), в которые добавлен соус или какие-нибудь специи. И всё это по цене в пару десятков евро за килограмм. Ну ладно те, кто покупает обед на работу, а старушки, которые вышли на прогулку. Ну, наверное, это особенности местного менталитета. Лично мне понравился больше всего салат с оливами, томатами и моцареллой, приправленный маслом и специями (базилик, орегано). Смотрится он бесподобно. И очень вкусный, когда его ешь из контейнера, пластиковой вилкой, откусывая булку из соседней витрины. И всё это по дороге в Болонью, за 15 минут между станциями...

Салат с моцареллойСалат с моцареллой

Витрина с колбасами тоже бесподобна. Наши диетологи ругают нашу колбасу на чём свет стоит за её канцерогены и вредные добавки. А местные диетологи могут такое сказать про свою продукцию. Думаю, что многие технологии приготовления колбас, ветчин и прочих сыровяленых вкуснятин передаются тут из поколение в поколение. Или всё дело в дозировке? Тут не покупают больше 100-200 граммов колбасы, которую просят нарезать тонко-тонко слайсером. Иначе вкуса продукта не понять, откусывая его кусками...

Витрина с мясными деликатесамиВитрина с мясными деликатесами

Провёл на рынке Альбинелли практически полчаса - набрался эмоций и от увиденного, и от общения с продавцами. Пришло время двигаться в сторону железнодорожного вокзала. Но осмотреть окрестности времени у меня хватило. Совсем рядом с рынком Альбинелли располагается превосходно красивая церковь Святого Варфоломея (Chiesa di San Bartolomeo). Вместить весь превосходный фасад в кадр так и не получилось, но общее представление получить можно. Оказалось закрыто, так что пришлось оценивать лишь барочный фасад. Строить храм в 1602 году собрались иезуиты, так как собственного небольшого храма им уже не хватало для проведения служб. Само строительство продолжалось с 1607 по 1629 годы. Прочитал, что внутри прихожан и туристов ожидают достаточно древние превосходные скульптуры и фрески XVII века.

Церковь Святого ВарфоломеяЦерковь Святого Варфоломея

Всего в квартале (в западном направлении) заметил какую-то башню - она заметно выше окрестных построек. Не увидел рядом никакой церкви, монастыря или дворца - откуда бы башне тут взяться? Нашёл только название - башня или колокольня Слуг (campanile dei Servi). Думаю, что именно башня дала название улице - Via dei Servi. Жаль, что никакой информации не нашёл. Возможно, это была просто дозорная башня, но уж как-то слишком хорошо она сохранилась (или была восстановлена?)...

Campanile dei ServiCampanile dei Servi

Всё, моё время вышло, пора снова скорым шагам пройти до железнодорожного вокзала. Первый ориентир вижу - башня Кафедрального собора. Честно говоря, очень не хочется уезжать - как-то здесь спокойно и мило сердцу. Тихая спокойная жизнь. Можно работать на заводе Феррари, получать миллион евро в месяц и спокойно ходить за продуктами на рынок Альбинелли - практически всё для себя распланировал. Впечатления от поездки остались только самые лучшие. А то, что на час дольше пробыл в городе, так это только в плюс - смог посмотреть новые для себя места. А теперь меня ждёт Болонья!

Ориентир - башня Кафедрального собораОриентир - башня Кафедрального собора

2010 год

Городок Парма оказался не мал по площади исторических достопримечательностей, так что я уже несколько устал и подумывал вернуться в Милан. Но, всё-таки решил, что в Милане дел особых немного, а в Модене я ещё не был. На дорогу ушло полчаса. И вот я в столице итальянского элитного автомобилестроения. Однако что-то я не заметил, что у каждого второго моденца «Мазератти» или на худой конец «Феррари»! Всё больше «Фиаты» и «Мерседесы».

Железнодорожный вокзал в МоденеЖелезнодорожный вокзал в Модене

Ну, раз не видно автомобильных заводов, тогда пойду изучать и любоваться памятниками истории и культуры. Символом города считается Домский собор, который представляет собой шедевр, созданный в романском стиле, фасад и скульптуры которого делал знаменитый Вилиджельмо. Рядом с Собором расположена неповторимая площадь Пьяцца Гранде. Домский Собор и Пьяцца Гранде были объявлены ЮНЭСКО мировыми памятниками. Недалеко от центра города расположен Храм Сан Пьетро, который был основан в X веке. Церковь Сан Агостино, предназначенная для герцогов д'Эсте как Пантеон, внутри которой находятся фигуры представителей семи герцогов, созданных в стиле барокко. Шедевром архитектуры считается Герцогский дворец, построенный на месте замка Обиццо д'Эсте. Дворец был построен в эпоху Возрождения, над созданием которого трудился неповторимый Джованни Батиста Аванцини. Сейчас дворец используется Военной Академией, где готовят офицерский состав для итальянской армии. Самой живописной улицей города считается виа Эмилия, на которой расположены замечательные аристократические здания: Монтекукколи, Палаццо Рангони Солми. А самым живописным местом в окрестностях Модены является небольшой городок Маранелло, где находится: компания «Феррари Аутомобили».

Via EmiliaVia Emilia

Отправься я в центр города по корсо Витторио Эммануеле, не увидел бы много интересного. Она начинается от дорожной развязки, которую видно с вокзала. Ещё один ориентир - церковь Святого Джузеппе, которая стоит рядом. Поэтому я выбрал Viale Caduti in Guerra - она тоже начинается у этой развязки и ведёт к центру, но более зелёными и интересными кварталами.

Церковь Святого ДжузеппеЦерковь Святого Джузеппе

Вижу интересное строение. Это оперный театр - Teatro Storchi (театро Сторки). На улицу выходит лишь фасад, а всё остальное спрятано в окрестном парке.Театр выстроен в греко-римском стиле, с лепными декорациями для различных частей здания. У театра была незавидная история строительства - сэкономили на проекте, материалах, архитектуре и прочем. В результате - плохая акустика, разрушающиеся стены и крыша. Пришлось заниматься реконструкциями и ремонтом. К 1931 году здание изменилось в лучшую сторону и стало одним из знаменитых театров Италии.

Teatro StorchiTeatro Storchi

У Оперного театра я сворачиваю на Largo Giuseppe Garibaldi - это широкий проспект или аллея с газонами, на которых кустарник образует красивый узор - его даже видно на спутниковых картах. Почему-то мне сразу показалось, что в городе очень тихо и спокойно, не сравнить с Пармой. Оказалось, что пришло время сиесты, которой тут придерживаются очень строго.

Largo Giuseppe GaribaldiLargo Giuseppe Garibaldi

Поворачиваю на Viale Trento e Trieste, затем Viale Muratori... Если посмотреть на мой путь по спутниковой карте, то станет ясно - я шагаю по периметру исторического центра, который теперь ограничен широкой полосой парков, садов и скверов. Возможно, что в прежние времена здесь проходила крепостная стена, защищавшая город. Держу курс на пьяцца Гранде, где располагается Дуомо и остальные интересные достопримечательности.

Зелёная зона МоденыЗелёная зона Модены

В городе началась сиеста. Большинство магазинов оказалось закрытыми. На половине съёмок меня прервал дождь. Хорошо, что зонт взял, да и крытые тротуары помогли. Вместе с многочисленными туристами, застигнутыми дождём, мы короткими перебежками старались рассмотреть все достопримечательности. Как только дождь немного присмирел, пришлось выбираться из-под арок - очень уж хотелось увидеть всё самое интересное в Модене.

Подаркадные тротуарыПодаркадные тротуары

Я выбрался на Пьяцца Гранде (Большую площадь). Здесь располагаются самые главные достопримечательности Модены. Благодаря дождю площадь оказалась практически пуста. Поэтому у меня было достаточно времени и возможностей, чтобы всё как следует осмотреть. Надо сказать, что здесь есть не только исторические постройки, но и современные. И вот что главное - для сохранения ансамбля площади, все новые строения были спроектированы "в мотивах" Дворца коммуны, резиденции архиепископа и даже немного Кафедрального собора (хотя и интерпретированы в современном ключе). Есть на площади и мемориальная доска на здании резиденции архиепископа, где говорится о том, что на пьяцца Гранде в 1944 году фашисты проводили казни итальянских партизан. Я так и не увидел колокольню Гирландина (если не считать самой макушки), но узнал, что наверху отличное место для знакомства с Моденой. С высоты 86 метров можно увидеть всё самое интересное в городе. Не зря в 1179 году построили такую красавицу.

Кафедральный собор на пьяцца ГрандеКафедральный собор на пьяцца Гранде

Кафедральный собор с колокольней Гирландина - самое интересное. Мне немного не повезло, поскольку собор местами был покрыт строительными лесами. Оно и понятно - постройку XI века следует ремонтировать. Гиды обязательно расскажут историю о том, что в Кафедральном соборе заложены ошибка: на южной стене есть ряд небольших лоджий с двойным окном, расположенным под узкой глухой аркой. Хорда этой арки составляет 2,7 м, тогда как все остальные – длиной 3,7 м.

Кафедральный соборКафедральный собор

Материалом для постройки собора служили каменные элементы (камень и мрамор), найденные на руинах зданий романской эпохи. Те самые "печальные и раздавленные" фигуры львов, которые держат на себе колонны портала, как раз и сделаны из мрамора тысячелетней давности.

Лев, держащий колонну порталаЛев, держащий колонну портала

В соборе покоится тело Святого Геминиануса (небесного покровителя Модены), которое поместили в собор сразу после его освящения в 1106 году. Мне удалось немного послушать экскурсовода, которая рассказывала группе туристов об особенностях отделки Домского собора. Она рассказывала о многочисленных барельефах истории создания человека, которые размещены на фасаде собора. Это произведение Вилиджельмо, ученик архитектора Ланфранко. Двери собора заслуживают особого внимания: там инкрустированы сцены из жизни Святого Геминиануса и различные фигуры животных.

Кафедральный собор (вид с корсо Дуомо)Кафедральный собор (вид с корсо Дуомо)

Несмотря на сиесту, мне повезло - собор оказался открыт. Сколько же здесь произведений искусства! И какое всё старинное! Деревянной статуе Святого Геминиануса более шести веков; картине "Святой Себастьян" (кисти Доссо Досси) четыре века; фреске "Богоматерь среди святых" более пяти веков. Может показаться, что в соборе мрачно, но мне понравилось - настоящее Средневековье.

В Кафедральном собореВ Кафедральном соборе

Дворец коммуны. Он был построен в XVII веке. А вот традиции самоуправления были заложены гораздо раньше - уже в 1135 году в Модене была образована свободная коммуна и принята местная конституция. На площади дворец занимает её северную и восточную части. Муниципалитету дворец так понравился, что и по сей день они работают здесь. Изначально это было не единое здание, а несколько.

Палаццо комуналеПалаццо комунале

Их начали строить в 1046 году и лишь к XVIII веку завершили объединение в один дворец. Был период в истории Палаццо Комунале, когда здесь часть помещений занимал герцогский театр на 3 тысячи мест! Такой театр понравился Людовику XIV и он пригласил архитектора для строительства чего-то подобного - так в Париже появился Зал Тюильри. Башня с часами сразу даёт понять, что здесь располагается что-то очень важное.

Часовая башня палаццо комуналеЧасовая башня палаццо комунале

Я даже увидел ту самую знаменитую статую «девушки с гранатом», о которой сложена легенда. Её принято называть Бониссима – она появилась на площади в 1268 году. Считается, что это памятник Матильде ди Каносса, которая не раз спасала горожан в неурожайные годы от голода. Располагается эта небольшая скульптура на углу дворца (к улице Кастелларо) и символизирует милосердие и благородство.

Девушка с гранатомДевушка с гранатом

Я решил выбираться на центральную улицу (via Emilia Centro) - как раз там виднелся купол церкви Обета, её начали строить в 1634 году. Название появилось из-за того, что церковь была построена как обет (обещание) Богу в обмен на избавление города от свирепствовавшей чумы. Смешали несколько стилей (барокко, неоклассику и Возрождение) и получился замечательный храм. Самый главный артефакт в этой церкви - картина "Мадонна Гиары", написанная художником Лодовико Лана в период, когда строилась церковь.

Церковь ОбетаЦерковь ОбетаДостопримечательности Модены открывались мне постепенно, какими-то островками. Вдоль большинства улиц мне встречались кафе, пиццерии, пастерии и прочие желатерии. Любят тут поесть, а готовить сами не хотят! Я нашёл практически все интересные места, которые планировал отснять, так что до поезда на Милан у меня оказалось даже свободное время. Почему бы не использовать его для того, чтобы спокойно погулять по магазинам? Ведь очень часто бывает так, что в столичных городах не увидишь каких-то интересных вещей, сувениров. Или стоить они будут намного дороже. Но выяснилось, что хозяева магазинов решили после сиесты просто не возвращаться на работу. Не хотелось им шагать на работу под дождём!

Модена. Via EmiliaМодена. Via Emilia

Понимая, что в Милан я вернусь поздно, решил прикупить чего-нибудь на ужин в Модене. И… не нашёл ни одного супермаркета. Работали лишь кондитерские лавочки и пиццерии. Да! Как они тут живут? Тут я увидел двух парней, которые выходили из траттории (местной закусочной). Они облизывались и поглаживали животы. Получается, что подобной политикой выдавливания супермаркетов и магазинов из центра города даётся работа владельцам предприятий питания. Но стоимость еды при этом возрастает в 5-10 раз. Да, с этой суммы платятся налоги, но у людей просто нет выбора. Или оставаться голодным (если не успел купить заранее) или платить впятьдорога! Возможно, местное общество уже подошло к тому уровню развития и экономической состоятельности, когда это в порядке вещей. Уровень жизни это позволяет. Хотя город от города заметно отличаются по уровню обеспеченности супермаркетами и магазинами.

Модена. Corso DuomoМодена. Corso Duomo

Сколько интересного удалось мне увидеть в последний час пребывания в Модене! Одна площадь сменяла другую, один дворец заканчивался и начинался второй. Особенно мне понравилась площадь Рима. Именно на ней располагается Палаццо Дукале – дворец герцогов д'Эсте. Строить его начали в 1634 году для герцога Франческо I д’Эсте. Его постоянно достраивали, перестраивали и модернизировали до 1939 года! Здание построено в стиле барокко. А вот что про дворец написали в путеводителях: "Герцогский дворец – синоним роскоши: Парадная Лестница почестей с романскими статуями, Тронный зал, Золотой кабинет, Зал почестей, кабинет Франческо III. Сегодня здесь расположена Военная академия Модены. Часть учреждения отдана под музей академии и одну из важнейших библиотек. Получить книги в ней можно лишь по письменному запросу на имя руководства академии".

Дворец герцогов д'ЭстеДворец герцогов д'Эсте

Перед Дворцом установлен памятник Чиро Менотти - это настоящий Патриот Модены. Он не побоялся организовать в 1831 году освободительное восстание против герцога, за что был казнён по приговору герцога Франческо IV. Назло герцогу и был установлен памятник прямо напротив герцогского дворца.

Памятник Чиро МиноттиПамятник Чиро Минотти

Чуть в стороне от пьяцца Рома стоит церковь Святого Георгия. Она была построена в XVII столетии в стиле барокко. Внимательные туристы заметят, что внутри церковь имеет форму греческого креста. В 1666 году (такое необычное сочетание цифр) для этой церкви был создан алтарь Богоматери Всепомогающей из разноцветного мрамора. Это и привлекает сюда многочисленных туристов. Как это часто бывает в Италии, богато украшен лишь парадный фасад церкви.

Церковь Святого ГеоргияЦерковь Святого Георгия

С пьяцца Рома заметна и ещё одна очень яркая и красивая церковь - Сан-Доменико. Для неё даже площадь организовали и назвали пьяцца Сан-Доменико. Яркой её сделали, наверное для того, чтобы мимо не проходили, впечатлившись красотой дворца герцогов. Семейство д'Эсте пользовалось этой церковью (построенной в XIII веке) как придворной часовней. В 1731 году была закончена большая реконструкция и фасад церкви заметно преобразился по моде того времени. Сан-Доменико стала гораздо ближе по стилю к расположенному рядом дворцу.

Церковь Сан-ДоменикоЦерковь Сан-Доменико

До поезда оставалось совсем немного времени, а я всё увлечённо уходил и уходил в сторону от нужного пути к вокзалу. Однако я не волновался. Билет уже был у меня в кармане. Ну, в крайнем случае, поеду в Милан на следующем поезде. Всё равно, уже опоздал погулять по модной столице мира.

Колонна на пьяцца Сан-ДоменикоКолонна на пьяцца Сан-Доменико

Чрезмерного удовольствия от посещения этих городов я не получил (если не считать знакомство с настоящим пармезаном). Но и бесполезной эту поездку назвать нельзя. Мне понравилось! Имей я возможность, приехал бы сюда на пару-тройку дней, чтобы спокойно погулять по этим улочкам, вечером увидеть подсвеченные памятники и площади, посетить окрестности, да и просто окунуться в местную жизнь. Я так и не увидел современного города, поскольку мои прогулки ограничились старинными кварталами с наиболее колоритными постройками. На обратном пути я как всегда разглядывал пассажиров, успевая одним глазом смотреть кино в iPod. Год назад, возвращаясь из поездки в Болонью (соседний городок, очень похожий) я был всё же более доволен и воодушевлён. Возможно, на это повлиял тот факт, что в Болонье сохранились настоящие сооружения Средневековья? А может быть, тогда я возвращался с покупками? Хотя и сейчас своего часа в моей сумке ждала пармская ветчина и кусок пармиджано реджано.

Европа     Италия