Ваш браузер устарел. Рекомендуем обновить его до последней версии.

Пиза * Pisa

Считается, что город был основан после победы над Троей царём Пилоса Нестором. Есть также свидетельство Сервиуса, жившего в Древнем Риме, что город был основан за 1300 лет до Рождества Христова королём Пелопом. Люди издавна облюбовали это место - междуречье двух больших тосканских рек - Арно и Аусера, и до Лигурийского моря отсюда всего десяток километров. Обороняться тут было легко, а порт построить выгодно. Но это было давно – теперь и реку Аусер переименовали в Серкио, да и протекает он теперь по новому руслу. Арно тоже не осталась на месте. Первыми жителями города были этруски – этот период продлился до 180 года до н.э. А потом сюда пришли римляне. Они сделали Пизу (в переводе – «устье реки») опорной базой - отсюда стали снаряжаться походы против карфагенян и галлов. Городской порт мог принять большое количество военных и торговых судов. В 89 году до н.э. жители Пизы были уравнены в правах с гражданами Рима – город получил статус муниципия. При Августе Пиза сделалась «колонией», что в те годы стало означать высший разряд для римского города, а спустя некоторое время после прихода в город христианства он стал и центром епископства. До самого конца Римской Империи Пиза сохраняла свою роль важного порта. В государстве Тосканская Марка Пиза сделалась неофициальным центром. В начале XI века Пизе удалось стать свободным городом-коммуной, управляемым сменными консулами. На протяжении XI века пизанцам удалось подчинить себе острова Сардинию и Корсику, разорить арабскую базу в сицилийском Палермо и даже захватить Карфаген на африканском побережье. Пиза приняла участие и в первом крестовом походе в 1095 году, основав колонии в Леванте и получив торговые привилегии на Ближнем Востоке. Пиза к середине XII века стала безраздельно властвовать на Тирренском море. Город разбогател, и XI-XII века для Пизы – время бурного расцвета архитектуры. Однако благоденствие Пизы во второй половине XII века стало подвергаться опасности со стороны крепнущей Генуэзской республики. На протяжении XII-XIII веков генуэзцы и пизанцы вели политическое и военное противоборство с переменным успехом. 6 августа 1284 года большая часть пизанского флота была уничтожена. Это было началом падения пизанского могущества. Граждане коммуны даже сменили своего святого покровителя Сикста на святого Райнерия. Но и это не помогло - уже спустя четыре года Пиза лишилась большей части своих сардинских владений и острова Корсика, которые отошли к генуэзцам. Река Арно, как, когда-то Аусер, начала менять русло. Большим судам стало всё труднее заходить в Пизу, и её гавани пришли в упадок. Пиза второй половины XIII-XIV веков пережила очередной период расцвета своей культуры и искусств. Имя уроженца города, скульптора Джованни Пизано, творившего в последней трети XIII века, стало известно всему Северу Италии. В 1343 году в Пизе был открыт университет, что сразу превратило её в крупный интеллектуальный центр и привлекло в город именитых ученых и студентов со всей Италии и из остальной Европы. Но история Пизы как самостоятельного государства подходила к концу. Город к концу века утратил вековое республиканское управление – пришедшее к власти семейство д’Аппиано установило в городе синьорию. Сторонники набирающего силу миланского герцога, д’Аппиано в 1405 году попросту продали ему Пизу. Уже спустя несколько лет Милан уступил город Флоренции, многие пизанцы предпочли покинуть город. В запустении оказался и университет – лишь через 70 лет герцог Лоренцо Великолепный возродит его. Все торговые преимущества отныне принадлежали Флоренции, и граждане стали массово эмигрировать из города, население которого вскоре сократилось до восьми тысяч жителей. Пиза уже навсегда потеряла политическую самостоятельность. О жизни Пизы конца XVI-XVIII веков известно немного. Здесь учился, а затем и получил кафедру местный уроженец Галилео Галилей. Здесь он проводил на «падающей» башне свои знаменитые опыты с телами разной тяжести, которые привели его к мысли о «законах падения тел для идеального случая» и опровержению аристотелевских представлений о физике тел. Свою лепту в развитие и восстановление города внёс и представитель знаменитой итальянской династии Лоренцо Медичи - был построен Дворец Мудрости, где сейчас находится Университет. Медичи в целом владеют Пизой до 1737 года, а полноправно в состав государства Италия Пиза входит лишь во второй половине XIX века.

2014 год

В Пизе я уже бывал - семь лет назад. Думаю, что за это время тут мало что поменялось, ведь за предыдущие сотни лет почти всё так и осталось на своих местах. Давно, кстати, я собирался сделать про Пизу телепрограмму, но всё не получалось туда добраться, не бывал я рядом с этим городом. И вот еду...

Ж/д станция Pisa CentraleЖ/д станция Pisa Centrale

Стандартный билет из Генуи (это наилучший вариант путешествия, не считая, конечно, Флоренции) до Пизы стоит около 20€. Недёшево. Покупая вечером билет случайно увидел кнопку «промо». Оказалось, что уехать по этому тарифу можно скоростным поездом всего за 9€. Поэтому я быстренько и купил билет. Отправление этого миланского поезда довольно раннее - 07:45, а прибытие уже через 2,5 часа. Время в пути полетело незаметно - слишком красивые виды были за окном. Тем более, я не часто путешествую в этом направлении. Логичнее географически было отправиться сначала в Ливорно, а уже потом возвращаться обратно в Геную по прямой. Но тариф не позволял мне менять планы. Поэтому в середине одиннадцатого я высадился в Пизе.

Пиза, piazza della StazioneПиза, piazza della Stazione

Я не забыл расположение самого главного в этом городе места паломничества туристов – Поля чудес. Именно здесь располагаются «те самые» Кафедральный собор, Баптистерий, Кампосанто и Падающая башня (Кампанила). Это самая северо-западная часть города, которая может быть интересна туристам. Дальше - всё самое обыкновенное: домики, улочки, пригороды. Наиболее удобно пройти к ним с центрального железнодорожного вокзала Пиза Чентрале (располагается в южной части города) сначала по улице Грамши до площади Витторио-Эммануэле, откуда буквально веером начинаются многочисленные улочки, ведущие к набережной реки Арно. А далее, к средневековому центру города по одному из двух центральных мостов через реку Арно. Решил идти туда по одному (Понте-Сольферино), а вернуться по другому (Понте-ди-Меццо).

Площадь Витторио Эммануеле II в Пизе, церковь Сан-АнтониоПлощадь Витторио Эммануеле II в Пизе, церковь Сан-Антонио

Уже с самого вокзала всех туристов начинают преследовать чернокожие ребята, предлагающие всем стать обладателями «Ролексов», «Луи Виттонов» и прочих известных и «недорогих» брендов. Они буквально лезут со своими предложениями, а видя фотоаппарат или видео камеру начинают орать, что их снимать нельзя. Но и уходить в сторону не собираются. Решил для себя: просто не обращать на них внимания. Оказалось, данная методика работает! Практически сразу оказываюсь на площади Витторио Эммануеле II. Площадь овальной формы с симпатичными домиками, церковью Parrocchia Di S.Antonio Abate (приход Святого Антония Великого) с башней-колокольней. А в самом центре площади расположился памятник Виктору Эммануилу II - королю Италии, который объединил страну.

Памятник Виктору Эммануилу IIПамятник Виктору Эммануилу II

Достопримечательности (за исключением Поля чудес) разбросаны по Пизе довольно равномерно. Их наибольшая концентрация наблюдается по берегам реки Арно и по центральной улице, связывающей железнодорожный вокзал и это самое Поле чудес. Заключаются они в основном в красивых и старинных церквях, небольших площадях и симпатичных старинных домах. Довольно часто в Пизе можно встретить фрагменты старинных крепостных стен и башни (какие в хорошо сохранившемся состоянии, какие пострадали от времени и до сих пор не восстановлены). В некоторых местах стены и башни просто замечательно вписались в окружающий интерьер. Скорее, правда, это уже современные сооружения вписали к стенам и башням.

Фрагмент крепостной стеныФрагмент крепостной стены

Почему я отправился к Полю чудес (Кампа-де-Мираколи) не прямо от железнодорожной станции (тогда бы надо было перейти мост Понте-ди-Меццо), а немного круговым путём? Просто совсем рядом с мостом Понте-Сольферино располагается чудесная небольшая церковь Санта-Мария-делла-Спина (церковь Богоматери Шипа). Я видел её и в первый свой визит в Пизу, но тогда было некогда её осмотреть. Церковь была построена в 1230 году и раньше называлась церковью Богоматери Моста, поскольку раньше тут был построен мост, но в XV веке он разрушился. В 1333 году в церковь поместили шип из тернового венца Иисуса Христа - отсюда и новое название. Удивительно, но при таких скромных размерах церковь является одним из лучших готических храмов Пизы. Снаружи церковь выглядит заметно интересней, чем изнутри.

Церковь Санта-Мария-делла-СпинаЦерковь Санта-Мария-делла-Спина

А сразу от моста начинается виа Рома (римская улица), которая буквально упирается в Поле чудес. Слева вижу что-то старинное: стены, башня, красный кирпич. Это Старая Цитадель Пизы. Крепость была построена за пределами городских стен - на пути желающих напасть на город со стороны моря. С XIII века сохранились кое-какие элементы фундамента. В XIII веке здесь было построено здание арсенала, которое в XV веке захватили флорентийцы. Они же и дали ей название Старой цитадели, поскольку на другом конце города была построена Новая Цитадель. Гвельфская башня также была построена в XV веке. Можно воспользоваться её смотровой площадкой, чтобы рассмотреть Пизу с достаточной высоты. Я же тем временем продолжаю путешествие к "чудесам" Пизы...

Старая ЦитадельСтарая Цитадель

По пути прохожу мимо большого медицинского комплекса. И здесь, на казалось бы совершенно пустынных улочках, огромное число чёрнокожих продавцов. У них стандартный ассортимент - бумажные платочки, зонты, разные украшения и «элитные швейцарские часы». Видя у меня на руке нормальные часы, всё равно предлагают приобрести у них «Роллекс». Очень логично! Среди домов мелькнул знакомый купол - это уже Кафедральный собор на площади. А вот и верхушка Падающей башни стала видна. Начинаются небольшие сувенирные лавочки и ресторанчики с тратториями - живых людей становится больше. Покупаю здесь небольшой сувенир - фигурку Падающей башни. Цены пока реальные - 1€ за штуку. Сделав буквально пару шагов вперед, оказываюсь на Пьяцца Мираколи. Сердце просто замирает от восхищения. Ведь уже вроде был тут, видел, а впечатления не стали иными. Всё как в первый раз. Изумрудная трава, среди которой как будто вырастают Кафедральный собор, Баптистерий и Кампанила. Позади виднеется кладбище - коллекция традиций Кампосанто.

В двух шагах от Поля ЧудесВ двух шагах от Поля Чудес

Представляете себе: изумрудная трава и ослепительно белый мрамор! Удивило лишь одно - в прошлый раз вся трава была занята отдыхающими семьями, собаками, отдельнолежащими путешественниками, были даже обладатели огромных рюкзаков и чемоданов. В этот раз пусто, всё вокруг огорожено и надпись: нельзя. Правда в одном месте оборону прорвали и разлеглись, но и там им было несладко - трактор стриг траву, периодически гоняя отдыхающих.

Piazza dei MiracoliPiazza dei Miracoli

Зато концентрация народа резко увеличилась на дорожках и проходах между зданиями. Все с камерами и фотоаппаратами. Фотографируются себя и друг друга. Наиболее популярная поза – «я опираюсь на башню» или «я держу башню». Число туристов, выставивших руку даже больше, чем число обычных нормальных людей. Решаю сначала обойти площадь вокруг, отснять её с разных сторон. Поэтому выхожу с площади и иду в обход.

Туристы на Piazza dei MiracoliТуристы на Piazza dei Miracoli

Вокруг сконцентрировались торговцы сувенирами, разными итальянскими (чаще китайскими) вещами и лишь в одном месте был торговец-итальянец, который предлагал итальянский специалитет: макароны, масло, вяленые помидоры и специи. Здесь же в симпатичных домиках под старину расположились многочисленные заведения питания. В основном - итальянской кухни. В китайском ресторанчике организовали большой стол для китайских же туристов - мне показалось, что им постелили большую клеёнку, на неё вывалили какие-то блюда, и китайцы выбирали из большой кучи еды что-то вкусное своими палочками. Приглядевшись, всё же увидел тарелки. Кстати, китайских туристов в Европе становится всё больше и больше. Да и сама Пиза становится всё менее итальянской. Сплошные торговцы и обслуживающий персонал, а также сами заведения китайские. Неплохо устроились.

Сувенирные рядыСувенирные ряды

Обойдя площадь с другой стороны и отсняв нужные мне картинки, возвращаюсь обратно к «чудесам». Заглянул в кассу и увидел ценник - посетить каждое из строений (исключая Башню) стоит 5€. Посещение Падающей башни обойдётся теперь в 18€. И желающих немало - за ними с интересом наблюдают гуляющие внизу, а те сверху взирают на это бушующее поле чудес. Так как я уже везде был, то решаю просто прогуляться по площади и поснимать.

Piazza dei MiracoliPiazza dei Miracoli

Дольше, чем в остальных местах задерживаюсь у Кампанилы. Её наклон заметен очень реально и с разных сторон. Иногда даже кажется, что башня наклоняется сразу в несколько сторон. Совершенно не завидую тем, кто решил подняться наверх. Это же сколько ступенек придётся протопать вверх, чтобы просто взглянуть на всё вокруг! Рядом с Кампанилой располагается небольшой столб, на котором установлена та самая знаменитая волчица, которая вскормила своим молоком Рима и Рема (основавших Рим).

Волчица, выкормившая Ромула и РемаВолчица, выкормившая Ромула и Рема

Выбираюсь с Площади Чудес и оказываюсь на вытянутой Piazza Arcivescovado. Здесь немало симпатичных старинных строений, в которых сейчас устроены музеи, рестораны, сувенирные лавки. Именно с этой площади отправляются многие ознакомительные маршруты по городу - веду речь о конных экипажах. Но катаются на них немногие, не у всех в Пизе много времени. Очень многие приезжают сюда, остановившись во Флоренции.

Piazza ArcivescovadoPiazza Arcivescovado

В конце площади располагается Palazzo dell Arcivescovado - это Дворец Архиепископа (XV век). Сейчас здесь размещён архив и архиепископская библиотека. Из путеводителя: простой, но торжественный - это про фасад. Решаю заглянуть во внутренний двор - мне там нравится. Вокруг высокие белые колонны и полукруглые арки. В центре статуя Моисея (XVIII век). Вокруг практически никого - так приятно остаться одному после тысяч лиц вокруг...

Дворец АрхиепископаДворец Архиепископа

На Виа Санта-Мария огромное количество отелей, магазинов, ресторанов - тут всё построено и работает для туристов. У одного из ресторанчиков выставлено чучело какого-то животного (то ли муравьед, то ли кабан, то ли кто еще) в интересной одежде. Хозяйка заведения стоит рядом и смеётся - все фотографируют животину, но мало кто заходит во внутрь. Наверное, планирует ввести плату за фото...

Реклама ресторанаРеклама ресторана

До моста и реки Арно здесь довольно мало интересного, исключая некоторые старинные домики - оригинальная отделка обращает на себя внимание. Домики хоть и старинные, но уже тогда высота в 4-5 этажей была обыденным явлением.

Виа Санта-МарияВиа Санта-Мария

Выбираясь к набережной по Виа Санта-Мария, оказываюсь у церковь Святого Николая. У неё немного необычный фасад - смесь кирпичной кладки и мрамора. Говорят, что это такой местный мозаичный декор - необычно, сначала кажется, что фасад полуразрушен. Церковь известна с XI века. Внутри множество предметов религиозного искусства, сохранившихся с XIV-XV веков. Побывав в таких церквях понимаешь - часть старинных картин, скульптур, фресок надо искать не по музеям, а по небольшим храмам, в огромном количестве разбросанным по Италии. Колокольня церкви считается в Пизе второй по красоте, после Падающей башни. Обидно, что строительные леса не позволяют увидеть её во всей красе.

Церковь Святого НиколаяЦерковь Святого Николая

Выхожу к Арно где-то между двух мостов - это место называют набережная Пачинотти, направо я уже был - теперь пойду налево. Здесь красуются стоящие впритык друг к другу средневековые палаццо (дворцы). Довольно часто встречаются площади с памятниками. Есть здания на левом берегу, от которых не оторвать взгляда - снова и снова ловлю их камерой.

Набережная ПачиноттиНабережная Пачинотти

А на правом берегу привлекают внимания палаццо ну очень старинные (стены у них кривые, асимметрия видна невооружённым глазом). В них располагаются торговые предприятия, заведения питания, банки и прочее - недвижимость, наверное, самая дорога в Пизе.

Палаццо на набережной ПачиноттиПалаццо на набережной Пачинотти

Среди домов оказалась плотно зажата церковь Мадонны Галлетти. Она известна с XIII века сначала как храм Святого Спасителя у Золотых ворот (из-за близости к городским воротам), а в середине XVII века за фреску XIV века "Богоматерь с младенцем" получила нынешнее название. Снаружи всё просто: портал, окно и шпиц на крыше. Зато внутри шикарный резной деревянный потолок и традиционная для Италии лепнина. Любители живописи смогут увидеть внутри несколько полотен XVII века.

Церковь Мадонны ГаллеттиЦерковь Мадонны Галлетти

У моста открывается замечательное зрелище - самый центр города. На моей стороне (я пока ещё на северном берегу Арно) располагается площадь Гарибальди, а напротив (ближе к ж/д станции) площадь XX сентября. Именно на ней находится городской холл и высокая башня с часами. Это и есть Palazzo Comunale. Перебираюсь на другой берег реки Арно. Хотя, если бы решился пройти дальше по набережной, оказался бы у Палаццо Медичи и прочих старинных построек и площадей.

Palazzo ComunalePalazzo Comunale

Невозможно не обратить внимание на светлое здание с арками внизу - это Лоджия Лотков, крытая галерея XVI века для торговли шёлком и шерстью. В неё упираешься сразу, как только сходишь с моста Понте-ди-Меццо. Там и сегодня идёт активная торговля. Отсюда берёт своё начало улица Корсо Италиа, которая приводит туристов к центральной ж/д станции Пиза Чентрале. Вдоль этой улицы (и немного в стороны) располагаются самые интересные бутики, универмаги и рестораны Пизы. Именно здесь и наблюдается наибольшее скопление туристов и местных жителей (после Пьяцца Мираколи, конечно). Останавливаться и заходить в эти магазинчики я не стал - времени было катастрофически мало, тем более предстояло посетить ещё два (!) города.

Лоджия ЛотковЛоджия Лотков

В Италии сложно проходить мимо церквей и храмов - они все тут такие разные и всюду хочется побывать. Вот как раз очередная церковь - Санта-Мария дель Кармине. И не скажешь, что церковь построили в 1328 году - внешне выглядит очень шикарно. Хотя, на самом деле, церковь основательно обновили в XVIII-XIX веках. Говорят, что внутри есть работа Мазаччо - в 1426 году им был написан полиптих специально для церкви Санта-Мария дель Кармине.

Церковь - Санта-Мария дель КарминеЦерковь - Санта-Мария дель Кармине

На осмотр Пизы у меня ушло примерно три часа, и это с учётом того, что я знал город и расположение в нём всех основных достопримечательностей. Поездка удалась. Город мне в очередной раз понравился. Не понравилось то, что хозяевами здесь стали китайцы и ребята с чёрного континента. Мне кажется, что это не совсем то, что хотят увидеть здесь многочисленные туристы. 

2007 год

Будучи во Флоренции, я решил уделить несколько часов посещению Пизы. Дорога сюда на поезде занимает около часа и пролегает среди непередаваемо красивых окрестностей. Вот уже вокзал города Пиза. Он располагается на юге города, а всё самое интересное надо искать на севере. «Всё самое интересное» - это Piazza dei Miracoli (Пьяцца-дей-Мираколи) или Campo del Miracoli – комплекс площади Чудес с Падающей башней. Ни для кого не секрет, что главной достопримечательностью Пизы является знаменитая Падающая башня. Она расположена именно на этой Площади Чудес и включена в ансамбль из нескольких сооружений – Кафедрального собора (Duomo di Pisa), Баптистерия (Battistero di San Giovanni Battisto), кладбища Кампосанто (Camposanto monumentale) и собственно самой Падающей Башни - Кампанилы (Torre di Pisa).

ПизаПиза

Для того, чтобы увидеть всё это мне пришлось пройти практически через весь город. Автобусы ходят, но ведь хотелось и на город посмотреть. По пути предстоит по одному из мостов перейти на правый берег реки Арно. Город очень замечательно смотрится именно с набережной. Невысокие домики, плотной стеной выстроившиеся вдоль неё, построены в типично тосканском стиле – подобные, только более «богато выглядящие» я уже видел во Флоренции. Возможно, что дома в Пизе все красивые, а не только те, что выходят на площади и набережную. Просто местами улицы довольно узкие и рассмотреть их как следует не получается.

Набережная реки АрноНабережная реки Арно

По пути периодически встречались остатки крепостной стены, некогда опоясывавшей город. Стен было несколько (начиная с античности) - каждая новая стена охватывала всё новые районы города, обеспечивая ему безопасность. Примерно каждые 300 метров строились оборонительные башни, поскольку Средневековье - очень неспокойное время, особенно в Италии.

Фрагменты крепостной стеныФрагменты крепостной стены

На Площадь Чудес я попал через небольшую площадь, на которой парковались автобусы и было огромное количество торговцев сувенирами, брелоками, картинами и прочими предметами туристического спроса. Покупателей было множество. Все считали, что главное – это купить фигурку Падающей башни.

У Поля ЧудесУ Поля Чудес

Пиза, конечно, город очень интересный, но наиболее подробный рассказ, естественно будет касаться тех "Чудес", которые располагаются на Пьяцца-дей-Мираколи. Я бы предположил, что процентов 60-70 времени, выделенных на посещение Пизы, должно пройти именно здесь. Поле Чудес - это не слишком большая площадь, окружённая забором и зданиями по периметру, а в центре несколько строений. Всё пространство между строениями покрыто сплошным зелёным ковром. На этом необъятном газоне расположилось немало отдыхающих, которые решили тут отдохнуть, несмотря на утро и прохладу.

Piazza dei Miracoli Piazza dei Miracoli

Касса – сюда стоит заходить, если планируете посещение любого из памятников. Если же просто погулять захотелось – то это бесплатно. Расценки: посещение Падающей Башни (взобраться на несколько сотен ступенек, чтобы оглядеть Пизу и её окрестности) стоит 15€. Можно купить комплексный билет, а можно увидеть всё остальное, но без башни за 9€. Желающих посетить башню намного меньше чем тех, кто хочет побывать в остальных памятниках на площади Чудес.

Piazza dei Miracoli Piazza dei Miracoli

Лично мне было очень интересно посетить кладбище Кампосанто и увидеть, как итальянцы чтят память о своих предках. Монументальное кладбище Кампосанто было основано в 1277 году. С площади оно выглядит как длинное сооружение (стена) из светлого мрамора с 43 закрытыми арками. Есть парочка входов, над главным располагается готическая "крыша".

КампосантоКампосанто

Совершенно иначе выглядит Кампосанто изнутри - есть ощущение, что ты оказался в монастыре. Множество готических галерей с арками были построены в середине XV века. На территории Кампосанто нашли последний приют самые известные жители Пизы. С каким почтением относились они к могилам и надгробиям усопших – всё сделано на века. На кладбищах Италии не ощущается страха и трепета. Как сами итальянцы люди жизнерадостные, так и кладбища у них довольно «приятные места». Всё вокруг красиво, добротно и торжественно.

Готические галереи КампосантоГотические галереи Кампосанто

Можно долго рассматривать различные саркофаги (античные и средневековые, их вполне могли использовать, и использовали, неоднократно), надгробья, статуи. В XIV веке на стенах появилась роспись - постарались два итальянца Буонамико Буффальмакко и Франческо Траини. Они лишь начали эту работу, а продолжили её многие именитые художники средневековой Италии: Антонио Венециано, Спинелло Аретино, Таддео Гадди. После окончания Второй Мировой войны здесь всё ещё продолжаются реставрационные работы.

Галереи КампосантоГалереи Кампосанто

Вновь вернувшись на Площадь Чудес, я побывал в Кафедральном соборе и Баптистерии. Здесь сосредоточено огромное количество архитектурных работ, фресок, скульптур и прочего. Баптистерий (Крестильня) в Пизе носит имя Святого Иоанна Крестителя и считается крупнейшим подобным сооружением в Италии. В XII веке началось его строительство, судя по сохранившейся надписи, возглавил его возведение мастер Диотисалви, а в дальнейшем принимали участие отец и сын Пизано. Было задумано, что изнутри собор будет выполнен в византийском стиле, а снаружи с "мусульманскими веяниями". Про архитектурное устройство Баптистерия и ход его строительства (особенно купола, который строили и перестраивали в несколько приёмов) можно написать толстые книги.

Баптистерий (Крестильня)Баптистерий (Крестильня)

В Крестильне что главное? Конечно же - купель. Она дошла к нам из 1246 года и была сооружена Гвидо Бигарелли. Однако, наиболее ценным произведением искусства в Баптистерии считается кафедра, которую создал Николо Пизано. Никак не мог заставить себя прекратить съемки этого шедевра - поэтому он сохранился у меня в десятках фотографий, во всех подробностях. Шестиугольная форма кафедры, семь колонн (включая центральную), три льва у основания колонн, на парапетах изображены сцены из жизни Христа. Многие изображения были выполнены как копирование античных впервые в средневековой Италии.

Кафедра Николо ПизаноКафедра Николо Пизано

В Баптистерии очень немного украшений, элементов декора и прочего. Наверное, поэтому акустика здесь просто потрясающая. Даже кашлянуть боишься - звук разнесётся по всему объёму здания и будет потом многократно повторён. Есть возможность подняться по лестнице на верхнюю галерею - этого я ну никак не мог упустить. Наверное, именно сверху и можно в полной мере оценить всю красоту и величественные размеры Баптистерия.

БаптистерийБаптистерий

Кафедральный собор в Пизе носит имя Вознесения Богородицы (Санта-Мария Ассунта). Судя по внешнему виду и внутреннему содержанию собора, в Средние века Пиза была очень могущественной и влиятельной республикой. Собор заложили в 1064 году, но освятили храм только в 1118 году. В ходе многочисленных реконструкций собор несколько поменял свой внешний вид и внутреннее убранство. После пожара 1595 года были отлиты бронзовые ворота. По разным причинам в соборе ныне можно наблюдать черты религиозных сооружений разных направлений, в том числе византийских и мусульманских. Художественные полотна, которые теперь украшают собор изнутри, стали появляться в XVII веке. На них в первую очередь попадали самые знаменитые жители Пизы. В отделке использован мрамор, мозаика, бронзовые изделия, которые привезли (захватили) из Палермо.

Кафедральный собор Вознесения Богородицы Кафедральный собор Вознесения Богородицы

Как говорят путеводители, жемчужиной собора является кафедра XIV века, которую создал Джованни Пизано. Он языком камня рассказал о жизни Иисуса Христа. Для своего времени это было совершенно новое воззрение на Страсти Христовы, да и некоторые технологии были новаторскими для того времени.

Кафедра Джованни ПизаноКафедра Джованни Пизано

С помощью карт, аудиогидов или других технологий можно подробно познакомиться с историей собора, размещёнными в нём реликвиями, особенностями архитектуры. К примеру, в пизанском соборе хранятся мощи Святого Райнерия, Святого покровителя Пизы.

Мощи Святого РайнерияМощи Святого Райнерия

В Кафедральном соборе мне запомнился сплошной поток посетителей, может быть поэтому я и не испытал особого душевного трепета в этом месте. Сейчас это просто памятник, он практически утратил своё религиозное предназначение. 

Кафедральный собор в ПизеКафедральный собор в Пизе

Остаётся самое-самое интересное! То, ради чего и приезжают в Пизу, а то и в Италию, туристы – Падающая башня (Кампанила). Сколько про неё говорили и писали! Сколько её рисовали и фотографировали! Сколько анекдотов про неё сочинено! Сколько рекламных роликов она украсила своим изображением! А местные власти даже ввели запрет на сувениры, которые "унижают" Кампанилу (нельзя продавать сувениры в виде гениталий). Почему-то я считал, что башня - сама по себе. Но это колокольня расположенного рядом Кафедрального собора Вознесения Богородицы.

КампанилаКампанила

Рассматривая Кампанилу, можно заметить, как архитекторы пытались исправить возникший ещё в ходе строительства наклон башни – с другой стороны от наклона высота арок несколько выше, чтобы зрительно выровнять башню. Однако это не дало нужного эффекта – башня всё так же наклонена. Я со школьных времён помню, когда в газетах и журналах писали о том, какие меры по спасению Башни предпринимаются – и грунт вокруг замораживать пытались, и бетон под Башню закачивали. На неё вешали тросы и укрепляли противовесы… В те времена мне казалось – какая такая Башня? О чём они пишут? И вот я здесь! Вот она передо мной! Настоящая, падает в этот момент времени именно для меня. И будет ещё долгие годы (а может и века) продолжать падать.

КампанилаКампанила

Её начали строить в 1173 году по проекту... А вот тут разногласия: упоминают Диотисалви, Бонанно Пизано, Герарди. В ходе строительства выполнили существовавшее раньше правило - выждать год после заложения фундамента при строительстве на приморских землях. Построив третий ярус колоннад заметили, что Башня стала крениться – сказалась огромная нагрузка на грунт. Конструкция наклонилась. Строительство замерло на целых… 100 лет! В 1275 году под управлением Джованни ди Симоне и Джованни Пизано надстроили ещё три яруса, увеличивая высоту ярусов со стороны наклона. Опять работы на некоторое время прекратили. Башню достроили лишь в XIV веке.

КампанилаКампанила

Внутри было устроено три лестницы: с 1 на 6 этаж, с 6 на 7 этаж и с 7 этажа на звонницу. Высота 58,36 метра, но видимая часть башни - 55 метров, остальное ниже уровня земли. Отклонение составляет 5,5 градуса. Стоит внимательно поискать место на Площади Чудес, чтобы сфотографировать башню с наилучшей видимостью падения. Чем и занимается огромное количество туристов. И лишь немногая часть туристов решает подняться на башню и осмотреться вокруг. Немногая потому, что если оказаться на башне, то в кадр не попадёт главная достопримечательность Пизы. Очереди на посещение башни я не видел - возможно, что в пик туристического сезона она и появляется.

КампанилаКампанила

Прогуливаясь внизу совершенно не переживал по поводу факта падения башни. Думалось даже, что это всё придумали специально. Как рассказывают учёные мужи, сейчас башня находится в равновесном положении и на ближайшие несколько веков можно не беспокоиться о её устойчивости. Если не произойдёт каких-либо заметных геологических изменений...

КампанилаКампанила

Уходить, а следовательно, прощаться с таким ЧУДОМ не хотелось, но время неумолимо шло вперёд. И я отправился обратно на вокзал, но уже другим путём – через центр города. Уходя, несколько раз оборачивался и делал фотографии. Башня видна из соседних жилых домов. У меня просто не укладывалось в голове – как можно ЕЖЕДНЕВНО видеть из окна своей кухни или спальни одно из чудес Света и привыкнуть к этому?! Наверное, особенно повезло в этом вопросе тем, кто поселился на Via Cardinale Pietro Maffi (улице кардинала Пьетро Маффи).

Via Cardinale Pietro MaffiVia Cardinale Pietro Maffi

В то время, пока я перемещался по Пизе от вокзала до Площади чудес и обратно, я успел немного рассмотреть городок. Он показался мне очень привлекательным: тихим, спокойным и уравновешенным. Причём, здесь было всё очень цивилизованно. Хоть это в некотором роде и провинция, но здесь (как и в крупных европейских городах) есть торговые пешеходные улицы, по обеим сторонам которых расположены бутики итальянской и мировой моды. В этот раз я предпочёл Corco Italia (проспект Италии). Жалко, что было слишком мало времени, чтобы побывать на соседних, не менее интересных улочках.

Corco ItaliaCorco Italia

На обратном пути произошла необычная ситуация. Сначала думал, что необычная для Европы, но нормальная для нас - потом решил, что и здесь живут такие же люди. Во время движения поезда задымилась одна букса на колёсной паре впереди движущегося вагона. Запах почувствовали все. Проводники на ближайшей станции всё внимательно осмотрели и вынесли вердикт – ДОЕДЕТ! Так и бегали каждую остановку – проверяли. И доехали! Тем временем из окна моего купе были видны просто потрясающие окрестности: горы, облепленные домами и целыми городками с башенками. Мне даже удалось сделать парочку фотографий.

Европа   Италия