Ваш браузер устарел. Рекомендуем обновить его до последней версии.

Венеция * Venezia * Venesia * Venice

2016 год

Венеция для меня – это как некий аттракцион, который надо обязательно посетить при каждом визите в Италию. К сожалению, не всегда это получается. В этот раз в город на воде я отправился из Триеста (впервые, с востока). Поезда курсируют между двумя городами довольно часто. Есть и автобусы, но они идут до станции Венеция-Местре (континентальная часть Венеции) – потом придётся ещё добираться до ж/д станции Венеция-Санта-Лючия или до автостанции на пьяцца Рома. Выбрал поезд. В пути предстоит провести пару часов, проехав 157 км. Билет стоит €13,4.

Окрестности ТриестаОкрестности Триеста

Поскольку я впервые отправился по маршруту Триест-Венеция, то внимательно следил за картинками, проносящимися за окном. Поначалу, пока поезд шёл вблизи моря, было интересно. Потом пейзажи стали менее захватывающими. Но я не мог не заметить, что выезжали мы из Триеста прекрасным солнечным утром, а приехали в Венецию серым мрачным днём. Погода испортилась буквально минут за 10-15 до прибытия на конечную станцию моего путешествия. Наверное, кроме меня на эту особенность местного климата никто и внимания-то не обратил…

Площадь у ж/д вокзала Венеция - Санта-ЛючияПлощадь у ж/д вокзала Венеция - Санта-Лючия

Обратный билет решил приобрести заранее, поездов до Триеста немало. Планировал доехать из Венеции до очень интересного городка Тревизо, но не получилось. Я прибыл на вокзал около 11 часов дня – оказалось, что это то время, когда сюда прибывает огромное количество туристов. Поезда из Милана, остальной Италии и других стран Европы были буквально переполнены. Всем хотелось побывать в Венеции. Кому впервые, а кому и в который уже раз.

Привокзальная площадь, церковь San Simeone PiccoloПривокзальная площадь, церковь San Simeone Piccolo

Планов на Венецию заранее я не строил. Решил: как пойдёт. Не ограничивал себя ни по времени, ни по географии прогулок… Ещё по дороге из поезда заметил, что по соседней автодороге на дамбе периодически встречаются переполненные пассажирами трамваи, идущие в Венецию и обратно. Это я их раньше не замечал или их недавно пустили? И я решил, что начну осмотр города с пьяцца Рома, где и должна располагаться остановка этого общественного транспорта. Хотя, правильнее будет говорить «пьяццале Рома» (небольшая площадь).

Мост КонституцииМост Конституции

Оказаться здесь можно, пройдя по мосту Конституции – это относительно новый мост, сделанный из стекла. И точно, на площади стоит трамвай и ждёт пассажиров. Добраться на нём можно до многих окрестных мест на континенте. По стоимости проезда не узнавал – скорее всего, несколько евро.

Трамвай на континентТрамвай на континент

Вокруг огромное количество туристов. Кто-то ещё только приехал в Венецию. Кто-то с чемоданом и сожалением бредёт к железнодорожному вокзалу или автостанции, завидуя вновь прибывшим. Казалось бы, в торговом центре работают самые обычные магазины мировых брендов, которые есть в любой стране и в любом городе. Но, судя по количеству покупателей, сделать приобретение именно в Венеции, считается особенно престижно. Нередко встречается русская речь, экскурсоводы водят группы по 2-3 человека, рассказывая им историю города и показывая всё самое интересное. У моста Конституции я заметил какой-то старинный палаццо, подумал, что крепость какая-то. Но в настоящее время здесь располагается отель. И судя по всему, не из дешёвых.

Отель Santa ChiaraОтель Santa Chiara

Впервые в Венеции я побывал в парке, где растут деревья, есть газоны и дорожки со скамейками. Парк не слишком велик, но для Венеции, где растительность до сих пор в дефиците, это грандиозное место. Парк называется Giardino Papadopoli (Джардини Пападополи). Парк решили устроить здесь в 1834 году на месте снесённой церкви, засадив территорию цветами и фруктовыми деревьями. Имя парку было дано по имени первого владельца. Изначально парк был примерно на 1/4 больше, но пришлось им пожертвовать, чтобы построить в этом районе автостанцию и транспортные развязки.

Парк Джардини ПападополиПарк Джардини Пападополи

К мосту Риальто и площади Сан-Марко я отправился через район Санта-Кроче. Издалека заметил Chiesa di San Nicola da Tolentino – церковь Святого Николая Толентийского. Обычно видел этот храм на обратном пути к железнодорожному вокзалу, когда времени на его посещение уже не оставалось. Теперь же я с удовольствием решил его осмотреть. Издалека церковь выглядит буквально нагромождением архитектурных элементов и разных построек. Может быть, именно поэтому в монастыре, расположенном рядом, решили разместить архитектурный факультет университета Венеции? Передний фасад смотрится слишком просто (хоть он и с колоннами). Зато оказалось, что внутри очень красиво.

Церковь Святого Николая ТолентийскогоЦерковь Святого Николая Толентийского

Церковь была построена в XVI веке. Правда, колонны появились уже в начале XVIII века. Честно сказать, по поводу храмов Венеции у меня сложился определённый стереотип: внутри очень слабое естественное освещение, очень мало окон. Но храм Святого Николая Толентийского меня поразил своим ярким освещением и просто великолепной отделкой. Всё внутри в серо-белых тонах, но смотрится удивительно стильно.

В церкви Святого Николая ТолентийскогоВ церкви Святого Николая Толентийского

Перебираюсь в район Сан-Поло. Впереди заметил колокольню собора Санта-Мария Глориоза деи Фрари. Она видна нечётко из-за тумана, но направление я определил. С удовольствием рассматриваю по дороге витрины, особенно витрины кондитерских – какая удивительная фантазия у местных кондитеров! Я уже когда-то бывал в этом районе и нормально здесь ориентируюсь. Выхожу на площадь Сан-Рокко. Передо мной шикарный фасад Скуолы Сан-Рокко. Пускай слово «скуола» («школа») не вводит в заблуждение, что это учебное заведение.

Фасад Скуолы Сан-РоккоФасад Скуолы Сан-Рокко

Скуолами в Венеции называли ещё и сообщества горожан, которые занимались благотворительностью. Здание Скуолы Сан-Рокко появилось в Венеции в 1549 году. Название выбрали потому, что общество занималось помощью в избавлении от чумы (Святой Рох считался небесным покровителем-исцелителем от различных болезней). Внутреннее убранство Скуолы доверили живописцу Тинторетто (им написано 69 работ). Правда, здесь можно увидеть не только его работы, но и произведения известных итальянских мастеров XVI-XVIII веков. Билет на посещение Скуолы обойдётся в €10.

В Скуоле Сан-РоккоВ Скуоле Сан-Рокко

Буквально за поворотом располагается церковь Сан-Рокко. Её фасад располагается перпендикулярно фасаду Скуолы Сан-Рокко – потому и рассматривать их стоит в сочетании. Пространства здесь немного и уместить их в один кадр практически невозможно (у меня не получилось), ведь позади просто огромное пространство занимает собор Санта-Мария Глариоза деи Фрари. Снаружи фасад церкви Сан-Рокко выполнен в традиционном для Италии стиле: пара уровней, фигуры Святых в нишах. Она была заложена в 1489 году, но в середине XVII века была проведена реконструкция, после чего фасад приобрёл свой современный вид.

Церковь Сан-РоккоЦерковь Сан-Рокко

Внутри я ощутил себя больше не как в церкви, а как в художественном музее или галерее – здесь достаточно много фресок, покрывающих стены и потолок. А ещё здесь хранятся мощи Святого Роха. Судя по тому, что часть окон прикрыта шторами, здешние фрески имеют очень высокую художественную ценность. Путеводители говорят, что авторство большинства работ не установлено. Известно лишь, что они были написаны в XVII веке. А ещё путеводители говорят, что особой архитектурной ценности церковь Сан-Рокко не представляет и ценится лишь как хранилище фресок. Трудно с этим согласиться…

В церкви Сан-РоккоВ церкви Сан-Рокко

А вот и собор Санта-Мария Глориоза деи Фрари (собор Успения Девы Марии). Очень хочется отойти в сторону или подняться вверх, чтобы увидеть структуру собора и понять его архитектурный замысел. Но сделать этого не получается. Можно лишь перейти по мосту канал Рио деи Фрари и уже оттуда сделать фото. Формы собора и его фасад меня не удивили – я всякий раз прохожу мимо него, когда бываю в Венеции. А вот побывать внутри всё никак не получалось.

Собор Санта-Мария Глориоза деи ФрариСобор Санта-Мария Глориоза деи Фрари

Посещение собора для взрослого обойдётся в €3. Мне даже удалось сделать несколько фотографий, пока смотрители на что-то отвлеклись. Вот это красота! Вот это простор! Первый францисканский храм был построен на этом месте в 1231 году, впоследствии его постоянно перестраивали, увеличивая в размерах. К1443 году собор приобрёл черты, которые сохранились и теперь. Правда, 70-метровая колокольня сохранилась с 1396 года (выше неё только колокольня на площади Сан-Марко). Внутри собора можно провести много времени, поскольку посмотреть есть на что. Огромное количество памятников, капелл и часовен, фресок и картин, захоронений и прочих памятных мест. Описать словами всю красоту внутреннего убранства собора даже и не пытаюсь. Это надо увидеть и прочувствовать самому!

В соборе Санта-Мария Глориоза деи ФрариВ соборе Санта-Мария Глориоза деи Фрари

Дальше мой путь лежит к Campo San Polo – площади Сан-Поло. В церковь Сан-Поло Апостоло заглядываю буквально на секунду – сделать пару фотографий (чего делать тут категорически запрещают надписи). С улицы увидеть всю красоту церкви нереально – там располагается лишь небольшая «кирпичная стена», вход и вывеска. 

Церковь Сан-Поло АпостолоЦерковь Сан-Поло Апостоло

Разглядеть церковь в полном размере можно лишь с площади Сан-Поло. Не изучал в подробностях информацию о культурном содержимом этой церкви, но думаю, что тут немало интересного. Наверняка имеются какие-то особо почитаемые религиозные и культурные ценности. Да и сама архитектура довольно интересна.

В церкви Сан-Поло АпостолоВ церкви Сан-Поло Апостоло

Думаю, что в Венеции лишь площадь Сан-Марко больше по размерам площади Сан-Поло. И там даже растут деревья! Это довольно крупный перевалочный пункт для туристов, которые попадают сюда либо по пути с вокзала к Сан-Марко, либо в обратном направлении. Всё вокруг рассчитано на туристов: и заведения питания, и сувенирные киоски, и устраиваемые здесь представления…

Площадь Сан-ПолоПлощадь Сан-Поло

На небольшой площади (с колодцем в её середине) долго рассматриваю шикарный фасад старинной церкви Сант-Апонал (Святого Апполинария). Она была построена в XI веке, но к настоящему времени не функционирует как религиозное заведение. Судя по афишам у входа – сейчас это либо музей, либо галерея искусств. А ещё тут располагается архив местного ЗАГСа. На фасаде помимо рельефов, выполненных в готическом стиле, нельзя не заметить пять симпатичных башенок, идущих по краю крыши. Под этими остроконечными беседками расположились скульптуры святых (каких – не выяснял). Зато заметил работающих здесь актёров, одетых в старинные костюмы и предлагающие всем фотографию с собой за деньги.

Церковь Святого АпполинарияЦерковь Святого Апполинария

На соседнем Кампо ди Сильвестри располагается одноимённая церковь Parrocchia di San Silvestro I Papa (приход Святого Сильвестра I Папы). Церковь появилась в XI веке, а свой современный вид получила в XIX столетии. Внешний фасад ничем особенным не примечателен, кроме статуи Святого Сильвестра в нише над входом. Да, ещё и невысокой кирпичной башней-колокольней рядом.

Приход Святого Сильвестра I ПапыПриход Святого Сильвестра I Папы

Путеводители утверждают, что церковь большую часть времени закрыта, но мне повезло. И я смог увидеть полотна «Крещение Христа» кисти Тинторетто (1580 год) и «Святого Томаса на престоле» кисти Беллини. Внутри церковь производит немного необычные для итальянских церквей ощущение: очень просторно, отделка достаточно «плоская», больше напоминает какой-то зал во дворце для деловых встреч.

В церкви Святого Сильвестра I ПапыВ церкви Святого Сильвестра I Папы

На площади Святого Сильвестра, в самом её центре находится традиционный старинный колодец, закрытый тяжёлой металлической крышкой. День был солнечный, крышка достаточно нагрелась, что и привлекло сюда местного кота. Красавец разлёгся в надежде погреть кости, но туристы не давали ему этого сделать – постоянно пытались погладить, почесать за ушком, потрепать по загривку. И кот удивительно стоически всё это переживал. Похоже, что ему даже нравится такое повышенное внимание. И я, как любитель кошек, не мог пройти мимо просто так…

Площадь Святого СильвестраПлощадь Святого Сильвестра

Остаток пути до моста Риальто я прошёл по набережной. Бывал здесь уже много раз, но всё никак не могу привыкнуть к этой картине: Гранд канал, неисчислимое количество лодок, катеров и гондол, ещё больше полосатых столбов, торчащих из воды (для причаливания), шикарные палаццо, нависающие над водами канала, роскошные рестораны на набережной и сам мост Риальто. Хотя, сам мост виден не был – его закрывали щиты с рисунками моста, шёл ремонт.

Я решил не слишком спешить на другую сторону и пока остался на этом берегу. Наконец-то могу неспешно побродить по Campo San Giacomo di Rialto (Кампо-Сан-Джакомо ди Риальто) и расположенному здесь рынку. На продукты (рыбу, фрукты и овощи, сыры и колбасы) я не обращал особого внимания, мне были больше интересны сувениры. А ещё хотелось внимательно осмотреть окружающие площадь строения, галереи, подаркадные тротуары и дома. Ведь в этом месте обычно я бываю лишь «пролётом», на пути к вокзалу, опаздывая на поезд. Успеваю даже немного поглазеть на оживлённое движение по Гранд каналу с кампо Эрбериа.

Кампо ЭрбериаКампо Эрбериа

А теперь самое время впервые побывать в церкви Сан-Джакомо ди Риальто, которая располагается почти у входа на мост Риальто. Я был очень удивлён тем, что церковь представляет из себя больше выставку-музей музыкальных инструментов, чем религиозное заведение. Между иконами, статуями Святых и пределами были расставлены стеклянные витрины со старинными струнными музыкальными инструментами известных итальянских мастеров и нотами. Всё это можно осматривать под аккомпанемент классической музыки. Очень необычная экскурсия получилась. Посещение церкви Сан-Джакомо ди Риальто бесплатное, что удивительно для Венеции.

За мостом Риальто для меня начинались уже хорошо знакомые места. Но и здесь я умудрился побывать в некоторых церквях и магазинах, которые прежде проходил мимо. К примеру, Chiesa di San Salvador – церковь Сан-Сальвадор (Сан-Сальваторе). Уже, обратив внимание на фасад, становится понятно – церковь достаточно большая и значимая. Туристов здесь очень много (оно и понятно, самый центр города и «туристические тропы» проходят рядом). Церковь Святого Сальваторе – постройка XVI века. Сомневаюсь, конечно, что она дошла до нас в неизменном виде – слишком уж всё выглядит новым. Стоит помнить, что в Италии многие фасады были построены (или обновлены) значительно позднее сроков постройки самой церкви. Так и в этом случае – фасад возвели на столетие позже основной постройки. Хотя, понимание того, что строительство началось в 1508 году, вызывает некий трепет. Полтысячелетия прошло!

Церковь Сан-СальвадорЦерковь Сан-Сальвадор

Внутри оказалось очень красиво – высокие своды, много свободного пространства, необычное сочетание белого, серого и красного цветов. И толпы туристов – ощущение торгового центра или супермаркета в час-пик. Согласен с путеводителями: присутствует некая мрачность внутри храма. Но это искупается наличием здесь творений великих мастеров прошлого: Тициан приложил свои руки к оформлению алтаря. Почитатели итальянского искусства смогут познакомиться в церкви с шедеврами средневекового искусства и других мастеров.

В церкви Сан-СальвадорВ церкви Сан-Сальвадор

Я в районе Сан-Марко, до «той самой площади» практически рукой подать. Концентрация туристов всё возрастает. Буквально на «пару фотографий» заглядываю в церковь Сан-Джулиано – немного обновить свои впечатления. Когда-то (в XI столетии) она была посвящена Петру и Павлу, но после реконструкции в XVI веке получила имя нового небесного покровителя – Святого Юлиана. Томмасо Рангони, который изменил облик церкви в стиле венецианского классицизма, увековечили в бронзе над входом.

Церковь Сан-ДжулианоЦерковь Сан-Джулиано

Внутри просто великолепно – никаких колонн, визуально перегораживающих пространство и крадущих его. Просто огромный и красивый зал, украшенный произведениями Леонардо Корона, Биттино да Фаэнца, Паоло Веронезе, Алессандро Виттория. Но больше всего мне понравился потолок, богато украшенный отделкой и росписями. Рассматривал его минут пять…

В церкви Сан-ДжулианоВ церкви Сан-Джулиано

Несколько поворотов, мостиков, узких улочек и я на площади Сан-Марко. Даже и не буду пытаться описать свои впечатления – просто великолепно. Ощущение такое, что всё как в первый раз. Словно и не бывал я раньше здесь: Базилика Сан-Марко, Палаццо Дукале, Торре-делл'Оролоджо (башня с часами), Старая и Новая Прокуратуры, Кампанелла, кафе и киоски с сувенирами и так далее. И море туристов вокруг. Пробираюсь в своё любимое место, откуда видно почти всё сразу – набережная вблизи колонны с венецианским львом. Насмотревшись на площадь, перевожу взгляд на остров Сан-Джорджо Маджоре. Множество различного типа плавсредств курсируют на этом участке Венецианской лагуны. Здесь же располагается и стоянка гондол (Servizio gondole), откуда начинаются обзорные экскурсии по Венеции для обеспеченных туристов.

Вот и всё, возвращаюсь обратно к вокзалу, но уже по другому маршруту – через район Каннареджо. Просто наслаждаюсь атмосферой вокруг и… опаздываю на запланированный поезд. Благо, билет подходит на любой поезд, поэтому ещё на час возвращаюсь в Каннареджо.

КаннареджоКаннареджо

Не мог не посетить церковь Сан-Джеремия (Святого Иеремии), ведь здесь покоятся мощи Святой Луции Сиракузской (той самой Санта-Лючии). Внутри оказалось удивительно пустынно, если не сказать больше - я был тут один! Неспешно обошёл всю церковь, остановился у усыпальницы Санта-Лючии и попросил простить мне все грехи (вольные и невольные, как говорят).

Церковь Сан-ДжеремияЦерковь Сан-Джеремия

А потом меня увлёк какой-то работающий механизм, который был установлен в одном из уголков церкви. Судя по надписи рядом, это был часовой механизм (мог бы и сам понять это по маятнику, гирям и шестерёнкам). Это оказались исторические часы, которые когда-то были установлены на колокольне этой самой церкви (Сан-Джеремии). Их водрузили на башню в 1500 году и функционировали они до 1950 года. Сейчас их восстановили и выставили на обозрение всем желающим. Есть ещё и надпись по-итальянски: vietato toccare (не прикасаться).

Я ещё немного прогулялся по местным сувенирным лавкам, пофотографировал вкусности в витринах местных ресторанов и кондитерских и отправился на вокзал. Хотел вновь побывать в церкви Святой Марии из Назарета (расположенной у самого железнодорожного вокзала), но она оказалась на реставрации. Прочитал свои заметки и понял, что очень многие церкви и остальные места Венеции я посетил впервые, наконец-то уделил им внимание. Вот, что значит, никуда не торопиться! Надеюсь, что остались ещё в Венеции места, где я не бывал. А это уже повод для нового путешествия в этот славный город.

2014 год

Венеция в общем-то серьёзно не значилась в моих планах. Конечно, хотелось бы сюда прокатиться, освежить впечатления (ведь не был здесь уже пару лет) так сказать. Но останавливал фактор цены билета. Оказалось, что из расписания Милан-Венеция исчезли поезда, доступные по цене (пускай и идущие 3,5-4 часа). Теперь билет во второй класс стоит 37,5€, в первый класс - 54€. Туда и обратно получается минимум 75€. Однако! Но тут получилось так, что в отеле я познакомился сначала с одной соотечественницей, а та рассказала мне о ещё одной россиянке, которая в эти же дни решила посетить Милан. Получилось так, что у меня на понедельник не значилось никаких дел (успел всё сделать заранее) и я планировал посетить какие-нибудь ближайшие окрестности Милана. А у этой моей знакомой было большое желание посетить Венецию, но она не хотела рисковать ехать туда одна, не зная ни языка, ни города. И тут я подвернулся, и предложил свои услуги чичероне. В качестве оплаты потребовал билет по маршруту Милан-Венеция-Милан. Поэтому, едем! Мы решили, что времени терять не стоит и отправились в Венецию сразу после раннего завтрака, поездом в 08:05. Следующие поезда шли практически каждый час 09:05, 10:05 и так далее. Буквально за 15 минут мы успели быстрым шагом добраться до вокзала, купить билеты, закомпостировать их и усесться в поезд.

В пути предстояло провести 2 часа и 40 минут. Остановок этот поезд делает совсем немного (Брешия, Верона, Виченца, Падуя, Венеция Местре). Наша станция была конечной - Венеция Санта-Лючия. Время в пути за разговорами пролетело практически незаметно. И вот мы уже сходим со ступеней поезда на вокзале в Венеции. Решаем сразу же приобрести билеты на обратную дорогу, так как уже сейчас желающих сделать это много, а к концу дня станет ещё больше. Оказалось, что на 16:05 билетов до Милана уже нет, на поезд в 16:50 автомат выдал нам билеты без указания мест. Мы подумали, что так и надо. Последствия этого узнали уже на обратном пути.

Итак - выбираемся с вокзала на привокзальную площадь. Первое впечатление - слишком много людей вокруг. На остановке местного общественного транспорта (вапоретто) невероятно большая очередь и за билетами, и на посадку. Да и сами кораблики подходят уже битком набитые пассажирами. Билеты на вапоретто есть разные: 90 минут за 12€ и по возрастающей - до недели и больше сотни евро. Чем больше времени - тем дешевле получается поездка. Решаем обязательно прокатиться, но потом, где на остановке будет поменьше народа.

Остановка для вапореттоОстановка для вапоретто

Напротив вокзала, на другой стороне Гранд-канала располагается церковь Сан-Симеоне Пикколо – её зелёный высокий купол (покрытый медью - именно она окисляется и становится из золотистой блекло зелёной) сложно не заметить, да и неоклассический портал с четырьмя колоннами тоже довольно своеобразен. На верхушке купола установлена статуя Спасителя. Это достаточно современная (для Венеции) постройка - первая половина XVIII века. Жаль, что пока так и не получилось побывать внутри...
Церковь Сан-Симеоне ПикколоЦерковь Сан-Симеоне Пикколо

До следующей остановки идём параллельно Гранд Каналу, вместе с людским потоком. Среди многочисленных сувенирных магазинчиков, уличных палаток с масками и шляпами-футболками-шарфами-сумками и баров с красивейшими съедобными штучками периодически попадались и церкви. Давно уже у меня не получалось попасть во внутрь венецианских церквей. Всё время они оказывались либо закрыты, либо уже не было времени на это. А тут - утро, всё открыто. Рассматривая многочисленные витрины сувенирных лавочек, мы оказались у Палаццо-Лабия на кампо Сан-Джеремия.

Кампо Сан-Джеремия, Палаццо-Лабия (слева), церковь Сан-ДжеремияКампо Сан-Джеремия, Палаццо-Лабия (слева), церковь Сан-Джеремия

Хоть своим парадным фасадом церковь церковь Сан-Джеремия (chiesa di San Geremia) и размещена к Гранд-каналу, но вход сюда как раз с площади. Считается, что её колокольня одна из самых старинных в Венеции (говорят про XIII век). Мы зашли в церковь... И сразу «попали в точку», выбрав этот храм. А всё потому, что здесь мы смогли прикоснуться к усыпальнице (саркофагу или как правильно называется этот стеклянный купол, внутрь которого помещены нетленные мощи святой). Перед нами была та, которой поклоняются очень многие итальянцы - Санта-Лючия Сиракузская. Церковь появилась на этом месте в XI веке, но из-за неустойчивости местного грунта потребовалась реконструкция постройки. Первая реконструкция была в 1292 году. Современное же здание было отстроено в 1753 году. А часовня Святой Люсии Сиракузской появилась в 1861 году - в ней и размещён саркофаг с мощами Святой Лючии. Тем более, что прежнее место хранения мощей (церковь Санта-Лючия) располагалась на месте нынешнего ж/д вокзала и была снесена. В 1981 году мощи Санта-Лючии были выкрадены, но вскоре возвращены.

Церковь Сан-Джеремия с Гранд-каналаЦерковь Сан-Джеремия с Гранд-канала

Как говорит описание на одной из стен этой церкви, Лючия (непорочная дева и мученица) погибла за Церковь 13 декабря 304 года в возрасте 23 лет. Очень долгие годы её нетленные мощи переносились из страны в страну, из храма в храм, пока в 1860 году не упокоились в Сан-Джеремие. Желающих прикоснуться к усыпальнице было немного, так что мы очень скоро смогли «обратиться к ней со своими чаяниями». Сам храм мне очень понравился. Всё очень красиво и торжественно. Здесь можно увидеть различные произведения искусства итальянских мастеров. А потом мы оказались «заперты» в этом храме сильным ливнем, совсем не хотелось выходить под дождь. Пока мы ожидали его окончания, заметили - здесь есть листочки с молитвами святой Санта-Лючии на разных языках, в том числе и на русском.

В церкви Сан-Джеремия, мощи Санта-ЛючииВ церкви Сан-Джеремия, мощи Санта-Лючии

Как только дождь немного поуспокоился, мы отправились дальше - времени терять в столь интересном городе не хотелось ни минуты. По дороге мы посетили местный супермаркет. Покупателей в нём было ну очень много (ведь был выходной день). А вот цены оказались очень даже демократичными. Мою спутницу напугали «знающие люди» уровнем цен в городе. К примеру, ей сказали, что бутылочка просто воды стоит в Венеции 10€. Мы же увидели её тут по стандартной (для супермаркетов) цене - от 0,2 до 0,5€. Да и в автоматах можно купить бутылочку воды за 1€. Хотя, наверное, есть и места, где придётся заплатить и 10€. Знаменитые итальянские лимонные ликёры «Лимончелло» можно тоже купить в супермаркете - зачем переплачивать? А вот некоторые виды алкогольных напитков в оригинальной упаковке (например, с видами Венеции) можно купить только в небольших сувенирных лавках. И очень даже недёшево.

Венецианский специалитетВенецианский специалитет

Моя спутница помимо города, с увлечением изучала и содержимое разнообразных бутиков, магазинчиков, лавочек и прочих мест. Я оставлял её на непродолжительное время знакомиться с ассортиментом, а сам отправлялся на прогулку по окрестностям. Поэтому и смог увидеть очень много интересного. Правильнее сказать - освежить память и сделать свежие фотографии. А ещё - напитаться венецианским духом. В Венеции стало заметно больше мест, где можно купить «компактную еду» - упакованные в лаваш (или как тут это называется - пита, лепёшка и пр.) различную начинку: овощи, колбасы, оливки, сыр и прочее. Очень удобно получается употреблять такой бутерброд - на ходу.

Венецианские роллыВенецианские роллы

Во многих местах радовала глаз пицца - общее у такой пиццы, приготовленной в разных заведениях только одно - лепёшка из теста. А вот уже её форма, содержимое, толщина и размеры порции могут быть самыми различными. И не встретить тут, наверное, двух одинаковых вариантов пиццы.

Венецианская пиццаВенецианская пицца

Очень популярны в Венеции и кондитерские изделия. Начиная от огромных кусков весового итальянского шоколада, фигурок из марципана и плиток из орехов (напоминают наши козинаки) и до огромных, корявых, разного цвета воздушных пирожных и печенья. Кстати, по поводу воздушных пирожных... У наших кондитеров считаются браком те пирожные, которые имеют неправильную форму, трещины, припечёности. Здесь же это делают специально - чем более корявые пирожные получаются, тем они более дорогие. Естественно, речь про мороженое я уже и речь не веду - оно тут вне конкуренции: каких только вкусов не встречается, их десятки...

В кондитерской лавкеВ кондитерской лавке

Продвигаясь в сторону Сан-Марко, мы встретили зажатую между домами церковь Богоматери чудес. Говорят, что это лучшая церковь, построенная в стиле венецианского Возрождения. Главная ценность церкви - икона Богоматери со святыми (1408 год). Церковь построили на пожертвования к 1489 году. В XVI веке произвели небольшие изменения внутри церкви. Из-за превосходного фасада, который облицован мрамором, церковь называют Мраморной. Мне она напомнила богато украшенный ларец или шкатулку. Над входом всех входящих встречает скульптура Богородица с младенцем (1480 год).

Церковь Богоматери ЧудесЦерковь Богоматери Чудес

оказались на Campo Santi Giovanni e Paolo - площади Сан-Джовани и Паоло. Место довольно "туристическое", судя по количеству любопытных туристов. Здесь есть сразу несколько интересных строений. Церковь Санти-Джованни э’Паоло или, как её называют итальянцы, Сан-Дзаниполо построена в стиле венецианской готики. Церковь строили в XIII веке, а спустя век решили, что церковь должна получиться большой и значимой в Венеции. В XV веке церковь получила великолепные порталы с элементами готики и ренессанса. Если вам интересно познакомиться с историей Венеции в старинных картинах (Джованни Беллини, Бартоломео Виварини, Лоренцо Лотто) - вам сюда. А ещё здесь же располагаются гробницы дожей.   

Церковь Санти-Джованни э’ПаолоЦерковь Санти-Джованни э’Паоло

Рядом с церковью располагается Скуола Сан-Марко - очень красивое строение, которое появилось в Венеции в 1260 году. На протяжении веков здесь размещались школа, приют, больница... Оказавшись разрушенным пожаром 1485 года, он был впоследствии восстановлен, на фасаде появились многочисленные статуи. В 1819 году здесь расположился австрийский военный госпиталь. Медицинская тематика продолжается и в наши дни - сейчас здесь работает общественная городская больница. Можно попытаться осторожно заглянуть во внутрь - выгонять не будут, но и осматривать всё как в музее не позволят. Кстати, именно на этой площади, в одном из многочисленных сувенирных магазинов, мы и купили себе памятные мелочи о пребывании в Венеции.

Скуола Сан-МаркоСкуола Сан-МаркоПроводя в Венеции много времени, не обойти и такой вопрос, как посещение туалета. Здесь принято обращаться с этим вопросом к работникам баров и ресторанов - они вам покажут, куда следует пройти, только и вы не забудьте потом оставить, как минимум, монетку в 1€ в качестве благодарности. Есть еще в Венеции и рестораны «Макдоналдс»... Намёк ясен? Сотрудники местного ресторана уже и не обращают внимание на многочисленных туристов, заходящих к ним по самым естественным вопросам. Осматривая бутики, глазея по витринам ресторанов и кафе мы незаметно добрались до Понте Риальто. Правда, по пути немного заплутали и сделали пару кругов вокруг нужных нам кварталов - не сразу перешли канал по нужному мостику. И даже указатели не помогли. Они вдруг пропадали именно в тех местах, где было непонятно - куда поворачивать. Попетляв минут десять, мы выбрались к этому очень старинному и самому интересному мосту Венеции и решили чуток отдохнуть, осмотреться и немного окунулись в атмосферу этого места. После площади Сан-Марко - это, наверное, самое многолюдное место Венеции. Здесь находится огромное количество сувенирных лавочек (часть из них расположены прямо на мосту), а также заведений питания, которые устроились в каждом свободном уголке. Впереди было ещё много интересного, поэтому мы решили насладиться видом с моста на обратном пути, а сами отправились к площади Сан-Марко.

Улочка Salizzada Pio X, переходящая в Понте РиальтоУлочка Salizzada Pio X, переходящая в Понте Риальто

Сразу по приезду в Венецию казалось, что времени (6 часов) будет вполне достаточно и на прогулки, и на поездки по каналам, и на посещение разных интересных мест. Оказалось, что вокруг было слишком много интересного (и модного), так что пришлось нам в дороге к Сан-Марко заметно ускорится. Приходилось буквально продираться сквозь толпу, которая просто заполонила каждую улочку, явно не рассчитанную в XV-XVI веках на такую посещаемость города. Хорошо, что есть фотоаппарат - потом, уже дома можно спокойно рассмотреть то, на что не хватило времени во время визита в Венецию. Казалось, что улочки, мосты и площади никогда не закончатся. И вдруг раз - и мы выбрались на Сан-Марко.

Пьяцца Сан-Марко. У стен базилики Сан-МаркоПьяцца Сан-Марко. У стен базилики Сан-Марко

Казалось, что на площади и ступить было просто некуда. Это очень обидно, когда на посещение столь привлекательного для туриста места остаётся всего 5-10 минут свободного времени. Я буквально бегом побежал по самым значимым местам площади. Отснял с разных сторон Дворец Дожей (сейчас он ремонтируется и часть куполов закрыта). Возможно, накануне из моря был очередной нагон воды, потому что у входа в этот дворец были видны большие лужи (такое бывает, когда часть площади заливается морской водой, а потом она уходит) и были установлены мостки для туристов. На посещение этого места, как всегда, претендовало много желающих, которые и выстроились в длинную очередь. Образовалась очередь и на посещение Колокольни. Всем хотелось взглянуть на Венецию и окрестные острова с самой высокой точки города. А вот столики в многочисленных кафе на площади были практически не заполнены - никто не хотел заказывать кофе? Удивительно. Как обычно, некоторые пытались кормить голубей (что здесь давно уже запретили) и фотографировались в окружении птиц.

Дворец ДожейДворец Дожей

Дойдя до воды я заметил, что и многие гондольеры сидят без работы. И дело далеко не в 80€ за 40 минут прогулки - просто периодически начинал накрапывать дождь и не все хотели намокнуть. Всё же, периодически можно было наблюдать за тем, как группы людей катаются по каналам Венеции на гондолах и слушают рассказы гондольеров о самых интересных местах этого чудного города. Я постарался «достать» своим фотоаппаратом все видимые достопримечательности: окрестные острова, храмы и другие интересности. На всё это сверху молча взирал знаменитый венецианский лев, скульптура которого установлена на высоком столбе на площади Сан-Марко.

Гондольеры в ожидании пассажировГондольеры в ожидании пассажиров

Мне даже показалось, что знаменитый символ Венеции - лев испуганно рычал на многочисленных туристов, которые сегодня, в выходной день, были особо многочисленны на площади Сан-Марко. Времени до отхода поезда оставалось катастрофически мало. Так и не получилось у нас прокатиться в этот раз на вапоретто. Можно было, правда, вернуться к железнодорожному вокзалу и на кораблике, но пока бы мы разобрались, какой маршрут нам нужен, пока купили бы билеты, пока дождались бы нужный транспорт и добрались на нём до вокзала - точно бы опоздали. Поэтому и пошли пешком.

Напуганный левНапуганный лев

Идти пришлось практически через весь город, наискосок. С помощью указателей и окружающих мы ни разу не сбились с правильного пути. Успевали даже кое-что фотографировать. А на Понте Риальто даже немного отдохнули перед вторым этапом «пробежки» к вокзалу. Мне кажется, что именно отсюда (с Понте Риальто) можно наблюдать все самые интересные палаццо в Венеции. И у каждого из них многовековая история.

На Понте РиальтоНа Понте Риальто

Не мог не позавидовать тем, у кого хватает денег на оплату номеров в отеле "Риальто" (тот самый красный старинный дворец). Оказалось, отель 4* и номер на сутки стоит 234€ (для такого места довольно скромно). Всегда в центре жизни, всегда происходит что-то интересное. А если посмотреть на него издалека, то становится видна высокая колокольня. Она принадлежит к старинной церкви Святого Бартоломео (первая постройка датируется 830 годом). Колокольня появилась уже к 1754 году. Сама церковь, хоть и довольно миниатюрна, но в ней хранятся ценности буквально мирового масштаба.

Отель "Риальто" и колокольня церкви Сан-БартоломеоОтель "Риальто" и колокольня церкви Сан-Бартоломео

Мы, хоть и спешили на поезд, но спустившись с Понте Риальто не могли не окунуться (хоть на пару минут) в атмосферу рынка на площади у церкви Сан-Джакомо ди Риальто. Можно смеяться, но и она тоже претендует на звание "самой старинной церкви в Венеции". Есть доказательства, что фундамент, на котором ныне стоит церковь, был заложен ещё в 421 году, во времена основания города. Её строительство относят к XI—XII векам, но в отличие от многих других, она не изменилась внешне с момента строительства, несмотря на многочисленные реставрации и реконструкции (одна из последних прошла в 1601 году). Часы, как главный элемент украшения готического фасада, появились в 1410 году, но к настоящему времени являются лишь украшением. В оформлении церкви прослеживаются византийские черты.

Церковь Сан-Джакомо ди РиальтоЦерковь Сан-Джакомо ди Риальто

Казалось, что дорога никогда не кончится, нас ждали всё новые и новые повороты, улочки, площади и мостики. И вот, наконец-то - последний мост через Гранд-канал. Мы, можно считать, на вокзале. Успеваем буквально в последний момент вскочить в поезд и он отправляется. Было бы обидно, если бы пришлось покупать ещё один комплект билетов до Милана. Тем более, что как рассказали нам наши соотечественники из Санкт-Петербурга (которых мы встретили в поезде), билетов до Милана уже не было практически до конца дня. Оказалось, что многим пассажирам были проданы билеты без указания мест - обычно так делается, если билет стоит несколько дешевле. Тогда за резервацию мест (чтобы тебе было гарантировано место) приходится доплачивать. С нас же взяли полную стоимость, а мест не обещали. Пришлось нам часть дороги провести в тамбуре. И утешало нас то, что мы были не одни такие. Наверное, мы попали на слишком насыщенный туристами день, а возможно, что теперь на этом маршруте всегда так сложно с местами. Но даже подобное разочарование с местами в поезде не способно сколько-нибудь испортить впечатления от посещения этого прекрасного места. Неизвестно, сколько ещё лет Венеция будет радовать человечество своими красотами. Даже если она «не утонет» во всё пребывающем уровне Мирового Океана, то есть предложения «закрыть город» от посещения его многочисленными туристами. Тогда визит сюда станет не для всех по карману. Ну и ладно - мы успели здесь побывать...

Европа     Италия