Ваш браузер устарел. Рекомендуем обновить его до последней версии.

Виченца * Vicenza * Vicensa * Vicetia

Виченца расположена у отрогов гор Боричи, при слиянии рек Баккильоне и Ретроне. Первыми освоили территорию нынешней Виченцы эуганийцы. Это произошло за 2 тысячи лет до н.э. Примерно к VII веку до н.э. аборигенов потеснили венеты – индо-европейские племена, пришедшие из Иллирии. Когда в ходе второй Пунической войны римляне подчинили себе Галлию и Иллирию, Виченца вошла в состав Римской Империи. Было это в 177 году до н.э. Римляне прозвали городок Висетия – от латинского «висус» – деревушка. Следы регулярной римской планировки отчётливо видны в центральных кварталах города. Уже тогда, в I веке до н.э., это был довольно крупный город, с мощёными улицами, роскошными дворцами, изящными мостами через реки и каналы. В окрестностях обжигали кирпич, добывали мрамор для построек. После падения Империи сюда пришли варвары. В 568 году Виченца обрела независимость и получила право чеканить собственную монету. В 773 году на территорию Италии вступил Карл Великий, и город оказался во власти франков. В августе 899 года из-за альпийских гор нахлынули орды венгров и разграбили город. В 962 году значительная часть Италии, в том числе и Виченца, вошла в состав Священной Римской империи. В течение IX-X веков власть в Виченце принадлежала духовенству во главе с епископом. Но к 1115 году население добилось его смещения, и Виченца стала свободным городом-коммуной под управлением магистрата. Многие годы Виченца противостояла давлению со стороны Венеции и Падуи. Магистрат сменили представители веронской династии дела Скала. Правление Скалиджеров закончилось в 1387 году, после того, как Виченцу захватил миланский клан Висконти. В 1404 году жители Виченцы восстали против миланских наместников и обратились за помощью к Венеции. Это помогло вернуть городу прежние права. С середины XV до конца XVII века в Виченце развивались текстильная промышленность и производство керамики. В городе возникла Олимпийская академия, объединившая поэтов, прозаиков, художников, архитекторов. Одним из выдающихся членов Олимпийской академии стал зодчий Андреа Палладио. По его проектам построено множество частных и общественных зданий, полностью преобразивших облик Виченцы. Дома в этом стиле появились в Голландии, Польше, России, а в XVIII веке в Америке был построен «Белый дом». В апреле 1797 года войска Наполеона Бонапарта заняли Виченцу. В последующие пару десятков лет город переходил несколько раз от Австрии к Италии и обратно. Окончательное освобождение пришло в 1866 году. Во время Второй мировой войны город сильно пострадал от бомбёжек. 

2012 год

Из Вероны в Виченцу я отправился на поезде в 13:18 и уже в 14:00 я был в этом городке. Потратив на дорогу всего 40 минут (я купил билет сразу до Венеции за 7,4€, чтобы не толкаться в очередях), я оказался в этом славном городке. В прошлый раз я так и не смог из-за проливного дождя как следует осмотреть его и пропустил очень многие достопримечательности.  Да и на этот раз у меня в распоряжении оказалось лишь 63 минуты на его осмотр. Можно было, конечно, остаться тут ещё на 30 минут (до следующего поезда на Венецию), но тогда на осмотр города гондол и каналов у меня оставалось бы совсем мало времени.

С расположением города в общих чертах я был знаком, так что мне не составило труда сразу найти то, что в прошлый раз осталось «неохваченным». От железнодорожного вокзала, расположенного в парке Кампо Марцо (Марсово Поле) я по виа Рома добрался до исторического центра. Вижу красивый парк Сальви (Giardino Salvi) - очень хочется прогуляться за этими воротами, но времени как всегда мало.

Парк СальвиПарк Сальви

Вход в него через старую сторожевую башню, стоящую у остатков крепостной стены, некогда окружавшей город. А там вы попадаете на улицу Андреа Палладио – это центральная улица города. Основные достопримечательности сконцентрированы именно вокруг неё. Как и в Вероне, в Виченце много интересного: старинные дворцы, храмы, памятники и замки. Всё это надо искать в самом центре города, в лабиринте узких улиц. То, что именно здесь располагается всё самое интересное, мне подсказал вид со стороны - ещё на пути от вокзала к центру я увидел многочисленные башни и купола, сконцентрировавшиеся в одном месте. В городе огромное количество построек, архитектором которых стал Андреа Палладио. Он разработал этот стиль, его принципы и особенности. Это он сам понастроил такие красивые здания в Виченце, а впоследствии понадостроили его ученики, а затем и их ученики.

Улица Андреа ПалладиоУлица Андреа Палладио

Я начала осмотр города, как и полагается, с главной площади большинства городов - пьяцца Дуомо. Соответственно, первым строением стал Кафедральный собор - Cattedrale Santa Maria Annunciata. Но вначале я всё-таки оценил общую картину - она оказалась очень притягательной. Несмотря на то, что это центр города, вокруг было очень спокойно. Возможно, что в "торговые дни" здесь более шумно...

Пьяцца ДуомоПьяцца Дуомо

Кафедральный собор Виченцы было не так-то просто уместить в один кадр - фасад и купол никак не хотели умещаться рядом. На месте нынешнего кафедрального собора в V, XI, XIII веках были построены церкви - от них уцелели лишь фрагменты фундамента - их можно увидеть, если спуститься в подвал нынешнего Кафедрального собора. Собор воздвигли в 1430 году, но тот изысканный фасад из мрамора, что всем так нравится, соорудили лишь в 1467 году. Купол собора появился и того позже - в 1558 году к его проектированию приступил Андреа Палладио. В соборе располагается немало живописных полотен эпохи Возрождения. Среди них «Поклонение Волхвов» Франческо Маффеи, полиптих «Dormitio Virginis» работы Лоренцо Венециано, «Мадонна с младенцем» Бартоломео Монтанья. А алтарь, изготовленный в XVI веке, окружают 12 картин.

Фасад Кафедрального собораФасад Кафедрального собора

Рядом располагается красивое строение (Curia Vescovile di Vicenza), про которое я первоначально подумал - театр. Но это оказалась епископская курия, при которой работает Епархиальный музей. Было жарко, возможно именно поэтому людей было мало. Но судя по столикам кафе, выставленным на площадь, в более прохладные часы (ближе к вечеру) здесь становится довольно-таки оживлённо...

Епископская курияЕпископская курия

На эту же площадь выходит и ещё одно строение - Palazzo delle Opere Sociali. Как я понял - там всё и сразу, включая театральный зал и различные социальные службы. Здание было построено в XIX веке, но рядом располагается кирпичная башня. Очень похоже на сторожевую башню средневекового замка или фрагмент крепостной стены. Как принято говорить, "от старой обстановки осталась"...

Башня у Palazzo delle Opere SocialiБашня у Palazzo delle Opere Sociali

Молельня Oratorio del Gonfalone тоже выходит своим фасадом на площадь Дуомо. Она появилась в 1596 году, скульптор постарался перенять стиль работы Андреа Палладио. Строение кажется достаточно скромным, но алтарь (выполненный в 1640 году) просто великолепен. 

Молельня Oratorio del Gonfalone (слева)Молельня Oratorio del Gonfalone (слева)

Буквально рядом невозможно не остановиться у оригинального строения - это почтовое отделение (возможно, Главпочтамт). В Италии это мой любимый стиль времён Муссолини. Архитектура громоздкая, монументальная, мощная, даже хочется сказать "неуклюжая". Но мне она почему-то нравится...

ПочтаПочта

Как всегда в подобных небольших городках, некоторые площади и улицы совершенно пустынны, а в некоторых местах можно увидеть сразу просто огромное количество людей. Чаще всего, они просто тусуются у знаменитых мест (сидят на ступеньках, к примеру) или устраиваются за столиками многочисленных закусочных и ресторанчиков. Сидят себе, давно выпив чашку кофе, и просто читают газеты. Или, заказав копеечный аперитив с долькой апельсина, сидят и болтают часами. Иногда за столиками можно встретить такие типажи! Мне повстречалась одна местная сеньора, на которую я просто не мог не обратить внимания (жаль сфотографировать было неудобно). Она была в огромной шляпе, из-под которой виднелся огромный рот, так как губы были накрашены неестественно яркой помадой и сильно выделялись на бледном лице. Она приподняла полы шляпы, осмотрелась, загадочно улыбнулась мне. Через пару минут я обратил внимание, что она встала из-за столика и шатающейся походкой отправилась куда-то по одной из узких улочек. Наклюкалась, старушка…

Кафе-ресторан ГарибальдиКафе-ресторан Гарибальди

Итак – я на площади Сеньории. Моё внимание привлекла огромных размеров (особенно, если стоять практически, у её основания) башня – это Торе Биссара. Она располагается у базилики Палладиана – это самое величайшее творение Андреа Палладио. Её начали строить в 1549 году, а закончили через 30 лет, уже после смерти архитектора. Раньше здесь тоже было городское управление Палаццо делла Раджоне, а когда оно обвалилось, Андреа Палладио поверх старого готического фасада создал новое ренессансное строение с белыми мраморными колоннами. Стоит знать - слово "базилика" в данном случае не имеет никакого религиозного подтекста. Андреа Палладио использовал римское значение слова "базилика" - со времен Древнего Рима именно там обсуждали важные вопросы, проводили судебные заседания, торговали. Здание открыто для посещения всеми желающими - можно выбраться на балкон и полюбоваться с него на площадь Сеньории.

Палаццо делла РаджонеПалаццо делла Раджоне

Теперь Торе Биссара - красавица-башня, стоящая рядом. Она входила "в комплект" к зданию семейства Биссара - это уже спустя столетие её выкупил муниципалитет. Хотел бы я посмотреть на город с высоты её смотровой площадки (а это 82 метра), расположенной на башне. Но времени у меня было катастрофически мало. Башня впервые упоминается в 1174 году. Часы тут просто уникальные. Механизм был установлен в 1378 году и работает до сих пор. Это шедевр не только механики, но и астрономии – помимо времени, часы расскажут и о лунных фазах.

Торе БиссараТоре Биссара

Практически напротив Паладдо делла Раджоне находится Палаццо дель Монте ди Пьета - считается, что оно было построено в 1486 году при покровительстве блаженного Марко да Монтегало. Церковь Святого Винченцо оказалась словно встроена во дворец Монте ди Пьета. Судя по названию, церковь должна быть особо почитаема в Виченце, ведь Святой Винченцо (Викентий) - небесный покровитель города. Церковь была построена в XVII веке в смешанном стиле: готика и барокко. Фасад выглядит очень по-средневековому - его украшают не только барельефы, но и многочисленные статуи. 

Палаццо дель Монте ди Пьета и церковь Сан-ВинченцоПалаццо дель Монте ди Пьета и церковь Сан-Винченцо

Слева располагается ещё одно знаменитое строение Виченцы - Лоджия Капитана (Loggia del Capitaniato). Интересно, в городе кроме Палладио кто-то что-то построил? Строительство заняло 7 лет, с 1565 по 1572 годы. Я долго не мог понять, что же мне напоминает это строение своим обликом? И вспомнил - Триумфальную римскую арку. Сочетание материалов довольно интересное: кирпичная кладка и белая штукатурка. Во время строительства лоджии венецианцы победили турок в битве при Лепанто, поэтому на боковых фасадах можно заметить изображения трофеев, взятых у турок. До строительства Лоджиа дель Капитанио на этом месте располагалось строение, где была резиденция военного представителя Венеции в Виченце. Посещать Лоджию было некогда, а так-то по ней проводятся экскурсии. Наверное, там можно увидеть какие-то средневековые штучки...

Лоджия дель Капитанио (в центре)Лоджия дель Капитанио (в центре)

Не заметить две колонны, установленные на восточной стороне площади Синьории (невдалеке от башни Биссара) просто невозможно. Одна стела-колонна увенчана скульптурой льва (лев - символ Венецианской республики). Подобные колонны ставились Венецией в тех городах, которые оказались в её подчинении. Но, вместе с тем, города были и под защитой Венецианской республики. На второй колонне установлена статуя Христа. Колонны хоть и были установлены с разницей почти в два века (1464 и 1640 годы соответственно), но смотрятся достаточно гармонично.

Колонны на площади СиньорииКолонны на площади Синьории

Буквально "за углом" (на месте, где когда-то располагался Форум) находится церковь Санта Мария ин Форо. Другое её название - церковь Святой Марии Сервитов (Сервиты - орден служителей Девы Марии). Её построили к 1328 году и до 1788 года она принадлежала ордену Сервитов. Фасад и этой церкви приписывают Андреа Палладио. Основные стили, в которых оформлена церковь - готика и романика. Одной из самых ценных реликвий церкви считают полотно «Мадонна с младенцем и святыми Себастьяно и Рокко», которую в 1533 году написал Бенедетто Монтанья.

Церковь Санта Мария ин ФороЦерковь Санта Мария ин Форо

Я слышал о том, что в Виченце сохранился Театро Олимпико – первая в Европе крытая сцена со времен Древнего Рима. Она появилась благодаря Андреа Палладио, который в 1580 году получил от Олимпийского комитета Виченцы заказ на его постройку. Заканчивал строительство уже его ученик. Открывали сцену в 1585 году трагедией Софокла «Царь Эдип». 

У театра ОлимпикоУ театра ОлимпикоТеатр окружён старинными строениями с башней, внутри располагается красивый небольшой сквер с многочисленными старинными статуями. Я бы назвал это место музеем древностей под открытым небом. Театро Олимпико - действующий театр, но в силу отсутствия в нём отопления и кондиционирования, он функционирует только в тёплое время года. Зато посетить расположенный здесь музей можно в любое удобное время. Смотрел я на это всё и думал: «Интересно бы было очутиться здесь лет 300-400 назад. Может быть, тут было бы не так красиво и чисто, но всё равно! В городке на 100 тысяч жителей был свой театр (как оказалось не один), своя академия архитектуры, свои сады и парки. Впоследствии, многие города обошли Виченцу и ей подобные городки по численности жителей. Но, какими же были правители таких городов, которые считали, что в этом месте должно быть всё своё. Наверное, многие люди в те времена, поэтому и не спешили покинуть свои города и переселиться в столицы».

Театр ОлимпикоТеатр Олимпико

На соседней площади Маттеотти располагается ещё один палаццо, который невозможно пропустить. Это дворец Кьерикати, в котором сейчас располагается городская картинная галерея (пинакотека). Дворец начал строится в 1550 году по заказу графа Джироламо Кьерикати (отсюда и название). Дворец вызывает смешанные ощущения: странная смесь дворца и общественного заведения, странная смесь ренессансного и античного стилей. Здесь представлены живописные и скульптурные работы известных мастеров XIII-XIX веков: Мантенья, Веронезе, Тинторетто, Бассано, Карпиони, Питтони, Тьеполо и других. А также уникальные исторические документы, манускрипты, чертежи, печати и монеты.  Я обратил внимание на многочисленных молодых людей и девушек, которые расположились в тени его колонн, на ступенях лестниц и находились в прострации - наблюдали за травинками или веточками, слушали музыку, прикрыв глаза, просто жмурились от солнца. И я почему-то подумал - что творцы, мыслители, философы именно в подобной атмосфере расслабленности, отсутствии дум о хлебе насущном и создают свои творения. Они и века спустя поражают нас своей красотой, изысканностью и продуманностью. И с чего у русских столь популярно выражение «художник должен быть голодным». Я не скажу, что Леонардо да Винчи всегда был с золотом в кармане, были голодные времена и у него. Но чаще он не задумывался о куске хлеба и просто творил. Заметил, что Виченца своей атмосферой наводила меня на философские размышления о сущем...

Дворец КьерикатиДворец Кьерикати

Туристов в Виченце для воскресенья оказалось потрясающе мало. Встречались некоторые туристы из России (судя по «мяукающему» говору, из столицы), так они очень интересовались «насчёт посетить открытый универмаг и прикупить вон тот купальник за 5€». Это я уже заметил на обратном пути, когда спешил на вокзал. На станции я обратил внимание, что очень много приезжает в Виченцу туристов с огромными чемоданами. А в городе отелей не столь много. И я вспомнил, что в окрестностях Виченцы имеется немало курортов и санаториев. Здесь очень замечательные воды и грязи. А на свой поезд я зря спешил - его задержали практически на 20 минут, так что, мог бы и ещё погулять по этому чудесному городку. В пути до Венеции мы практически наверстали упущенное время, так что прибыли практически вовремя.

2008 год

После Вероны я отправился на запад, в Виченцу. Городок невелик – всего 110 тысяч жителей, но его исторический центр, архитектурный облик и многочисленные памятники оставляют очень приятные воспоминания. До отхода поезда обратно в Милан, у меня оставалось часа полтора и я посчитал, что этого времени хватит на осмотр города. Как оказалось, всё самое интересное в Виченце я успел увидеть. 

Железнодорожный вокзалЖелезнодорожный вокзал

В центр города ведёт Римский проспект, вокруг раскинулось Campo Marzo - Марсово Поле, большой красивый сквер с газонами, клумбами и очагами деревьев. Виченца сразу же показалась мне очень спокойным городком, где нет множества личного и общественного транспорта. Да и с пешеходами тоже был небольшой напряг - вокруг было слишком мало людей...

Марсово ПолеМарсово Поле

Судя по башням, исторический центр располагается в северо-восточном направлении от ж/д вокзала. Вход в него через арку, рядом с которой расположилась Замковая Башня. А вот самого замка я так и не нашёл... Башня - хороший ориентир и красивая достопримечательность. Что там внутри - не разбирался...

Замковая башняЗамковая башня

Пройдя под аркой, я сразу же оказался на Замковой площади (пьяцца Кастелло). В самом центре располагается памятник народному герою Италии Джузеппе Гарибальди. Статуя была установлена в 1887 году, сюжет традиционный - Гарибальди облачён в накидку. Вокруг располагается несколько дворцов (палаццо Порта-Бреганзе и Тьене Бонин Лонгаре), архитектором которых выступал, естественно, Андреа Палладио. А мне было интересно просто шагать по улице и рассматривать местные строения. Практически любое из сооружений я легко мог бы назвать "палаццо" - дворцом. И очень многие из них были построены в венецианском стиле. Его выдают окна - именно такие можно встретить практически во всех старинных (да и современных) венецианских палаццо.

Венецианский стильВенецианский стиль

На улицах кипела обычная жизнь обычного небольшого городка. На туристов местные жители практически не обращали внимания. Занимались своими делами, шагая из магазина в магазин, облюбовав столики местных кафе и ресторанов. Уже на обратном пути, когда меня застал сильный ливень, я смог в полной мере оценить местные подаркадные тротуары, по которым можно пройти чуть ли не половину города и не промокнуть...

Подаркадные тротуарыПодаркадные тротуары

Город пришлось осматривать практически бегом (от туч). На их фоне умопомрачительно красиво смотрелись строения из светлого камня – церкви, Муниципалитет, старинные дома. Бегло осмотрев всё вокруг улицы Палладио, я перебрался на другую сторону речки Баккильоне по мосту Ангелов. С моста открывается просто невероятный вид - во все стороны разбегаются улочки, а на берегу реки устроились разнообразные палаццо (домами назвать эти строения не могу).

Мост АнгеловМост Ангелов

Я немного углубился в жилые кварталы Виченцы на другом берегу Баккильоне. Если не считать просто превосходные фасады некоторых домов, то ничего особенного я не увидел. Людей было очень мало, машин тоже. Каких-то площадей, магазинов и прочих интересных мест не встретил. Возможно, что большинство местных жителей попрятались из-за приближения грозовых туч? Единственное место, где царило некоторое оживление - окрестности церкви Сан-Пьетро.

Церковь Сан-ПьетроЦерковь Сан-Пьетро

Пора было возвращаться в исторический центр Виченцы. Мимо университета Падуи, перейдя по двум мостам обе реки (Баккильоне и Ретроне) я оказался наконец-то снова на площади Синьории. По дороге успел немного рассмотреть спальные районы Виченцы. С точки зрения туриста - очень красиво. С точки зрения местных жителей - не знаю. Наверное, не всегда удобно жить в памятниках... В некоторых местах очень живописно и красиво, а в некоторых стоило бы провести ремонт...

Мост через РетронеМост через Ретроне

Я выбрался на площадь Синьории... И тут разверзлись небеса и начался сильнейший ливень. Некоторое время я постоял под арками одного из строений на площади. Пытался даже отснять на видео атмосферу - до этого я не оказывался в подобных местах во время дождя. Интересно наблюдать за замершей жизнью городка во время ливня. Кто-то спрятался под арками вместе со мной, а кое-кто так и остался сидеть за столиком уличного кафе под огромным зонтом. Я позавидовал этим людям - им некуда было торопиться. Снимать из-под зонта оказалось очень неудобно. Но и промокнуть совсем мне не хотелось. Пришлось делать перебежки от одного строения к другому.

На улице Андреа ПалладиоНа улице Андреа Палладио

Ливень вскоре закончился. Пора было, устало передвигая ноги, шагать к вокзалу. Шагая к вокзалу я вспоминал прочитанные строки о Виченце: улицы Виченцы украшают палладианские дворцы, которые хотя и носят имена разных известных родов Венеции и Виченцы, объединены единым стилем их архитектора – Андреа Палладио. Именно этот архитектор сформулировал принципы архитектурной композиции, проиллюстрировал их собственными проектами. По его книгам до сих пор обучаются архитекторы всего мира. Мне предстояло провести в поезде три часа. Поездки в итальянских поездах меня ничуть не напрягают. В дополнение к достаточному комфорту даже в вагонах второго класса, было просто интересно наблюдать за простыми итальянцами. Приятными и милыми людьми.

Европа   Италия