Ваш браузер устарел. Рекомендуем обновить его до последней версии.

Гимарайнш * Guimarães * Guimaraes * غويماريس

Первым поселением на месте нынешнего города считают римское, о чём свидетельствуют многочисленные археологические находки. С VII века упоминается крепость на холме Монте-Ларгу, на месте сегодняшнего Гимарайнша – со времен правления Вамбы, последнего вестготского короля. До конца IX столетия территорией владели арабы, их поселение называлось Вимаранеш. К 950 году в ходе кровавой Реконкисты португальцы отвоевали эту землю у мусульман, ее владельцем стал граф Диогу Фернандеш. Позднее она перешла во владение его дочери, графини Мумадоны Диаш. Получив в наследство от родителей обширные имения, она разделила их между шестью детьми и ушла в основанный ею монастырь в Гимарайнше (передав ему 26 января 959 году большой надел земли). Для защиты монахов и жителей от нашествий викингов на вершине холма в 959 году был построен одиночный донжон, окружённый оборонительной стеной. Постепенно крепость расширили, с восточной и западной стороны укреплений возвели ворота – так появилась первая резиденция португальских графов. Постепенно вокруг обители возникло жилое поселение. В XI веке эти земли оказались во владении Генриха Бургундского, основателя Бургундской династии, правившей Португалией до 1383 года. Генрих стал одним из главных военачальников Альфонса VI, короля Леона и Кастилии. В 1085 году Генрих получил в дар земли и титул графа Португальского, выбрав замок в качестве резиденции. В 1096 году Гимарайншу был да­ро­ван пер­вый пор­тугальский фо­рал (за­пись обыч­но­го пра­ва), то есть Гимарайнш стал первым городом Португалии, получившим хартию от графа Генриха Бургундского, на некоторое время став столицей графства. По одной из версий, в замке в 1109 году родился сын Генриха Афонсу Энрикеш. 24 июня 1128 года состоялась битва войска Афонсу Энрикеша со сторонниками его матери, дочери короля Леона, графини Терезы. 15-летний Афонсу одержал победу и про­воз­гла­сил не­за­ви­си­мость пор­тугальского граф­ст­ва от ко­ро­лев­ст­ва Ле­он. Свою мать он отправил в монастырь, где она спустя 2 года закончила свои дни. В 1139 году Афонсу (с помощью крестоносцев) разгромил армию мавров в Битве при Оурике, добился признания независимого королевства папой, королями Леона и Кастелы и стал официальным первым королем Португалии, а город стал первой столицей королевства Португалия. Через некоторое время столица была перенесена в Коимбру, а Гимарайнш становится обычным португальским городом. В 1383—1385 годы Айриш Гомеш да Силва повелел построить вокруг замка стену с 8 воротами и 8 башнями (28-метровой высоты) - её периметр достигал 2 км. В 1420 году крепостная стена и построенные укреплённые башни были разобраны практически полностью ввиду отсутствия надобности в ней. Город был разделён на две части: Нижний (Вила-Альта) для простых горожан и Верхний (Вила-Байша) с королевской резиденцией для знати. В XV веке рядом с крепостью был построен дворец-замок герцогов династии Браганса. В середине XIX века Гимарайнш повторно получил статус города. В 1881 году Castelo de Guimarães королевским указом был причислен к историческим памятникам Португалии. В 1910 году он получил статус национального достояния. В 2007 году министерство культуры отнесло его к Семи чудесам Португалии.

2018 год

Долго сомневался - каким отзывам верить: интересный город или не интересный... Ехать или не ехать... Решил, что стоит побывать в таком "противоречивом" городке. И нисколько не пожалел, когда побывал. Теперь могу смело его рекомендовать к посещению тем, кто окажется в Порту и будет иметь несколько часов на подобную экскурсию. Тем, кто планирует приехать специально в Гимарайнш из Лиссабона - не рекомендую этого делать - слишком далеко! Есть и другие неплохие города поближе к столице.Решение о посещении колыбели Португалии и её первой столицы - положительное.

ГимарайншГимарайнш

Итак - еду. Накануне узнал, что удобный поезд отправляется с вокзала Сан-Бенто (из Порту) в 8:20, никаких пересадок делать не надо, в пути предстоит провести 1 час и 16 минут. При наличии проездной карты билет обойдётся в 3,2. Порту и Гимарайнш разделяют около 60 км. Пассажиров немного, наверное все боятся очередного урагана и предпочли остаться в Порту. Вновь отправляюсь в поездку без зонта, в ветровке. И вновь попался...

Вокзал Сан-Бенто (Порту)Вокзал Сан-Бенто (Порту)

Это просто уже такая подлая традиция у погоды - за считанные минуты до прибытия на конечную станцию на небе сверкают молнии, гремит гром и начинается ливень. На станции пережидаю стену дождя, покупаю обратный билет (есть поезда на 11:59, 12:48, 13:48, 15:48 и так далее). Билет продаётся не на определённое время, а на выбранное направление. Главное - завалидировать билет перед посадкой в поезд.

Железнодорожный вокзалЖелезнодорожный вокзал

Железнодорожная станция Гимарайнш тупиковая, с двух сторон окружена высокими холмами, поэтому определить направление, куда двигаться несложно - на север. До центра пешком минут 10-15, если по дороге прятаться от дождя и двигаться с остановками - то чуть больше. Я выбрал avenida Dom João IV - проспект короля Жуана IV. Зелень вокруг просто восхитительна, пахнет какими-то цветами. Одно плохо - пасмурно, будет мало ярких фотографий.

Проспект короля Жуана IVПроспект короля Жуана IVИнтуиция меня не подвела - впереди большая церковь с высоченными башнями - скорее всего, самый центр (или что-то рядом с центром). По дороге заглянул в один из китайских супермаркетов - просто так, переждать очередную волну дождя. Мое "нихао" произвело впечатление на хозяина магазина. А когда я сказал, что живу вблизи провинции Хэйлунцзян, то и вовсе был принят как родственник. Итак - большая церковь. Начинаю её фотографировать со всех ракурсов.

Шпили церкви Богоматери Утешения и Святых ШаговШпили церкви Богоматери Утешения и Святых Шагов

Я оказался в очень красивом месте - пока ещё за пределами Старого города. Можно назвать это широченным проспектом? Но нет, на карте написано сад/площадь Республики Бразилия (Jardim do Largo da República do Brasil). Действительно, и площадь, и сад одновременно. Небольшой уклон и зелёные газоны чем-то напоминают мне некоторые королевские резиденции. Если не обращать внимания на строения по бокам и автотранспорт, ощущение королевской резиденции будет практически полным. Мне показалось, что наиболее подходящее место для того, чтобы сфотографировать сад - с лестницы с балюстрадой, которая ведёт в церковь.

Площадь Республики БразилияПлощадь Республики Бразилия

Это не Кафедральный собор, как подумал я вначале. Церковь носит название Богоматери Утешения и Святых Шагов (Igreja de Nossa Senhora da Consolação e Santos Passos). Очередное строение в стиле барокко, которое начали строить в XVIII веке. И не просто очередное, а одна из жемчужин. Башни были достроены в XIX веке.

Церковь Богоматери Утешения и Святых Шагов (Святого Гуалтера)Церковь Богоматери Утешения и Святых Шагов (Святого Гуалтера)

Есть у церкви и другое название - церковь страстей Господа или Святого Гуалтера (Church of S. Gualter), располагается он на одноимённой площади Ларго-де-Сан-Гуалтер. Церковь назвали в честь францисканского монаха, посланного в 1217 году святым Франциском Ассизским на служение вере и помощи страждущим в Гимарайнш. После смерти святой Гуалтер был признан святым покровителем города, в котором он многое сделал для простых жителей.

В церкви Святого ГуалтераВ церкви Святого Гуалтера

Храм был построен на месте капеллы XV века. После серого цвета снаружи, внутри кажется очень красочно и ярко. Особое внимание обращает на себя алтарь церкви, который сохранился с XVIII века. Естественно, что не стоит проходить мимо Святых мощей Святого Гуалтера - он является небесным покровителем города Гимарайнш и его жителей.

Мощи Святого ГуалтераМощи Святого Гуалтера

Выхожу из церкви и прячась от дождя под балконами, навесами и арками спешу в Старый город. Не могу не остановиться перед входом в лабиринт узких улиц Старого города и не бросить ещё один взгляд на церковь Богоматери Утешения - картина просто восхитительная, Появившееся ненадолго солнце добавило красок...

Площадь Республики Бразилия, церковь Святого ГуалтераПлощадь Республики Бразилия, церковь Святого Гуалтера

Итак - я на перекрёстке нескольких оживлённых городских улиц и одновременно у Старого города. О том, что это он говорит крепостная стена, идущая рядом с проспектом Альберту Сампайо (Alberto Sampaio) - португальского историка, уроженца Гимарайнша. Не знаю, как это выглядело раньше, но сейчас стена выглядит как-то декоративно, для красоты. Не думаю, что она смогла бы защитить город от серьёзного нападения врагов. По окончании стены виднеется здание - сразу могу сказать, что это местный замок. Он выглядит именно так, как мы с детства себе и представляем замки и дворцы. Только тут, как мне кажется, слишком много труб. 

Дворец герцогов БраганскихДворец герцогов Браганских

Хочется отправиться в сторону замка, естественно. Но и оказаться в Старом городе тоже интересно. Замок - это надолго, поэтому решаю вначале прогуляться по историческому центру. Пока рассматриваю небольшую часовню (Chapel Sr Dos Passos), которая закрыта (всегда или только сейчас - не знаю), кто-то кричит "Нихао" - оказалось, что идет мимо владелец того самого китайского супермаркета, показывает мне своего ребятёнка. У меня появился хороший знакомый в Португалии.

Часовня Chapel Sr Dos PassosЧасовня Chapel Sr Dos Passos

Могу сразу же попасть на площадь Ларго-да-Оливейра (Largo da Oliveira), но решаю сначала зарулить чуть в сторону - побродить по небольшим кварталам с симпатичными старинными домиками. И случайно натыкаюсь на небольшую кузнечную лавку. Внутри идёт работа, а снаружи выставлены некоторые произведения кузнечного мастерства. Оригинальный (и даже необычный) взгляд на мир и высокий профессионализм в своём деле - такую оценку могу дать увиденному.

КузняКузня

Буквально через несколько минут я уже на площади Ларго-да-Оливейра. Место очень колоритное: церковь, какое-то палаццо, старинные домики по периметру, церковь Носа-Сеньора-да-Оливейра (Igreja de Nossa Senhora da Oliveira) и какая-то арка рядом, больше похожая на своды/вход в старинную церковь. Итак - церковь Носа-Сеньора-да-Оливейра или Девы Марии Оливы - она являлась часть основанного в X веке монастыря. Первоначально на этом месте находилась Соборная церковь XII века Санта-Мария-де-Гимарайнш.

Церковь Носа-Сеньора-да-ОливейраЦерковь Носа-Сеньора-да-Оливейра

В 1342 году её заменила церковь в готическом стиле. Её построил король Иоанн I, давший обет перед Девой Марией, прося её о помощи в победе в битве при Альябаррота (когда португальцы победили кастильцев). В 1513-1515 годы была построена башня, но уже в мануэлинском стиле Снаружи - довольно мрачная готическая постройка, но внутри просто дворец, богато украшенный всевозможными элементами религиозного искусства. Всё вокруг вполне можно принять за королевский зал приёмов. В процессе многочисленных реконструкций и модернизаций к готике добавились элементы мануэлино и неоклассики. 

В церкви Носа-Сеньора-да-ОливейраВ церкви Носа-Сеньора-да-Оливейра

Решил не торопиться и внимательно всё осмотреть - оказалось тут есть на что полюбоваться. Да и старинные часы, стоящие у входа, не могу не привлечь своим многочисленным нагромождением пружин, маятников, деталей и верёвок с детства любящего конструкторы человека... Прочитал, что в церкви разместился музей Алберту Сампайю (Museu Alberto Sampaio), в экспозиции которого находится большое количество ценных экспонатов. Наверное, часы - один из них. 

ЧасыЧасы

Выхожу наружу и теперь могу внимательно рассмотреть расположенную на площади "арку/своды". На карте это месте обозначено как Padrão do Salado - "В честь битвы при Саладо". По-русски звучит как Подран-ду-Саладу. Не сразу нашёл какую-либо информацию про это строение. Но вот: готический арочный павильон, построенный в 1340 году в честь победы над маврами в битве на реке Саладу, которые пытались вторгнуться на Пиренейский полуостров. Кто-то называет это готической аркой, которая на полвека старше стоящей рядом церкви. Постройка была возведена по приказу короля Афонсу IV. Обратите внимание на крест под аркой. И вот еще: "войско кастильца Альфонсо XI и португальца Афонсу IV сразилось с армией марокканского султана Абу Хассана, выступившего союзником эмира Гранады Юсуфа. Несмотря на почти трехкратный численный перевес мусульман, семичасовой бой завершился их полным разгромом". 

Подран-ду-СаладуПодран-ду-Саладу

Я сразу заприметил на площади старинное здание, которое по своим очертаниям очень сильно напомнило мне итальянские палаццо. Подобные постройки встречаются довольно часто: в Бергамо, Кремоне, Пьяченце. Говорю только о принципе построения данного здания. Итак - это Старая Ратуша (Antigos Pacos do Concelho). Её строительство датируют XIV веком, но с тех времён она не сохранилась, поскольку в XVII веке была кардинально перестроена. Местные мастера могли бы привнести в её отделку популярные в те времена элементы барокко, но решили сохранить её готические черты (для единого ансамбля с церковью). В настоящее время здесь размещается Museu de Arte Primitiva Moderna - перевод несколько противоречивый: музей современного примитивного искусства.

Старая РатушаСтарая Ратуша

Из-за дождя мне не удалось в полной мере оценить атмосферу площади. Думаю, что это очень популярное место и у туристов, и у местных жителей, если судить по многочисленным столикам кафе и ресторанов. Единственное, что может нарушить это красоту (Ратуша, церковь, старинные домики) - это огромные зонты, которые перекроют половину всей красоты. Большинство домов вокруг были построены в XVII-XVIII веках. 

Окрестности площади Ларго-да-ОливейраОкрестности площади Ларго-да-Оливейра

Пройдя под арками Старой Ратуши, можно оказаться на соседней площади Сантьяго (Praça de Santiago). Там практически всё то же самое - красивые старинные (и под старину) домики, бары, кафе, рестораны и многочисленные столики на самой площади. Одним словом - большая барная стойка...

Площадь СантьягоПлощадь Сантьяго

Отправляюсь в сторону местного Муниципалитета. По дороге с удовольствием рассматриваю местную архитектуру: домики самых разнообразных калибров, стилей и эпох. Местных жителей практически не видно - сплошные туристы. Но им сегодня не сладко - дождь мешает наслаждаться прогулками по Гимарайншу. Причём, тут и спрятаться-то от дождя особенно не где - разве что под этой аркой...

АркаАрка

Сразу за аркой располагается небольшая площадь Largo Cónego José Maria Gomes - в переводе что-то вроде площади Рыцарского Ордена Хосе Мария Гомес. Очень тихая площадь, особенно, если учесть, что тут располагается местный Муниципалитет (Câmara Municipal de Guimarães), а ещё это Дворец Юстиции.

МуниципалитетМуниципалитет

Здание очень симпатичное. Совершенно другое по своему внешнему облику, если сравнивать со Старой Ратушей XIV века. На фасаде сплошное барокко - можно очень долго рассматривать скульптуры, элементы декора и всё остальное. На карте указано, что тут располагается церковь и монастырь Санта-Клара (Igreja e Convento de Santa Clara). Скорее всего, монастырю в прошлом принадлежало здание. По стилю очень подходит...

МуниципалитетМуниципалитет

Двигаться в сторону Замка надо по небольшим узким улочкам, где сейчас ни туристов, ни местных жителей, ни магазинов - только фасады домиков. Хотя - нет. Вот один из сувенирных магазинов. Этот специализируется на симпатичных керамических изделиях. Цены достаточно демократичные - жаль, что я не любитель керамики. А вот муравьи из камней и металла мне понравились (в центре фотографии) - один даже встречает посетителей у входа в заведение.

Сувенирный магазинСувенирный магазин

У меня на пути небольшая площадь, которая на карте обозначена как Jardins do Carmo - сады Карму. Зелени вокруг на самом деле не много - наверное, здесь замечательно в жаркие деньки, а во время дождя и фонтан не в радость. Вокруг практически абсолютная тишина, хотя сегодня рабочий день. По периметру симпатичные строения - общественные и жилые здания.

Сады КармуСады КармуНаибольшее внимание на площади обращает на себя внимание северная сторона - как единое строение выглядят сразу два религиозных постройки: церковь и монастырь. Начну с монастыря Ду Карму (Convento do Carmo)  - более привычное название "дом милосердия Святой Естефании" (Lar De Santa Estefânia) или монастырь кармелиток (в прошлом). Ворота украшены достаточно интенсивно (много различных элементов декора), в отличие от остального строения, у которого практически нет никакой отделки. Строительство началось в 1685 году и продлилось немногим более двух лет. 

Дом милосердия Святой ЕстефанииДом милосердия Святой Естефании

Куда идти и что там смотреть - я не разбирался. Просто заглянул за ворота - там оказалась красивая лестница с арками. Отсюда можно попасть сразу и в церковь, и в монастырь. Можно было бы попробовать подняться по ступеням и осмотреть, что там внутри, но надписи были только на португальском языке - решил не рисковать. К слову, монастырь Ду-Карму был посвящен Святой Терезе.

Внутренний дворик монастыряВнутренний дворик монастыря

Рядом церковь Кармельской Богоматери (Igreja Nossa Senhora do Carmo). Оказалось, что церковь и монастырь начали строить одновременно, в 1685 году. Как и в остальных городах Португалии, монастырь был закрыт в 1892 году (по указу об устранении в стране монашеских орденов). Церковь действующая, но в тот момент она была закрыта. Я заглянул в неё на обратном пути, через час. Оказывается, только церковь и доступная для посещения, так что правильно я не стал вламываться в монастырь. А на изразцы на фасаде церкви я не мог не обратить внимание - там изображена Богоматерь и фото часто встречается при описании города в путеводителях. "Вознесение Марии" - так называется сюжет, изображённый на изразцах.

Церковь Кармельской Богоматери (в центре кадра) и монастырь (справа)Церковь Кармельской Богоматери (в центре кадра) и монастырь (справа)

В церкви не оказалось ни души, не считая смотрительницы, которая в паре слов (на английском) рассказала о церкви. Она посвящена не только Кармельской Богоматери, но и Святой Анне. Архитектурный стиль церкви - барокко. Имеется основной и два боковых алтаря.Всё просто и в то же время величественно.

В церкви Кармельской БогоматериВ церкви Кармельской Богоматери

Стоило мне свернуть за церковью направо и я оказался на Largo Martins Sarmento - небольшой площади или дороге, обсаженной стройными высокими деревьями - они должны были привести меня прямо к Замку. Здесь уже началось некоторое туристическое оживление - подъезжали и уезжали автобусы, туристы сновали по сувенирным лавкам, группы внимательно слушали экскурсоводов...

Largo Martins SarmentoLargo Martins Sarmento

Но я заслушался соловья и незаметно свернул вправо - по небольшой террасе я попал к небольшой сад, который окружал Дворец герцогов Браганса или Брагансских (Paço Dos Duques De Bragança). Обратите внимание: тут есть и Дворец, и Замок. Итак - я у подножия дворца, с его боковых фасадов. Послушав и записав на видео пение соловья, отправился на осмотр Дворца. Его состояние просто превосходное, ничего лишнего вокруг - ничто не мешает и не отвлекает внимание от фантазий на тему, как тут всё было устроено во времена...

Дворец герцогов БрагансаДворец герцогов Браганса

...во времена XV века (1420-1422 годы). Напоминает Францию? Всё верно - за основу проекта строительства взяли бургундские дворцы. Заказчиком выступил будущий первый герцог Браганса Дон Альфонсо.  Нельзя не обратить внимание на многочисленные высокие трубы и остроконечные башенки. У кого хватит терпения, смогут насчитать 39 труб-игл - это влияние французского ренессанса. В XVI веке герцоги решили покинуть дворец - он начал разрушаться, а денег на его восстановление не было. Трудно себе представить, что длительное время Дворец стоял заброшенным, в нём были военные казармы и даже он был в распоряжении президента страны (в эпоху диктатуры Салазара). 

Дворец герцогов БрагансаДворец герцогов Браганса

К центральному входу во Дворец я ещё вернусь, а пока решаю осмотреть Замок Гимарайнш (Guimarães Castle). Пока он виден лишь как нагромождение стен, башен, зубцов и прочих каменных сооружений. Пока вокруг довольно мало зелени, но ближе к лету в парке, наверняка, становится очень красиво - масса деревьев, лужайки с цветущими кустами, клумбы и всё такое прочее.

Замок ГемарайншЗамок Гемарайнш

И Дворец, и Замок располагаются на вершине скалистого холма и несколько возвышаются над городскими кварталами. Поэтому стараюсь сразу осматривать ближайшие окрестности. Перед Замком начинается Campo De Sao Mamede - я бы назвал это площадью и стоянкой для машин, на которой периодически проводятся различные городские мероприятия. Упирается площадь в церковь Святого Дамаса (Igreja de São Dâmaso).

Церковь Святого ДамасаЦерковь Святого Дамаса

Оглядывая окрестности с другой стороны - замечаю кладбище (по множеству башенок и шпилей) и расположенный рядом храм. Никакой информации карта мне не дала... Если считать, что находящаяся рядом улица носит имя Святого Педро (Rua de São Pedro), могу предположить, что и храм носит это же имя...

Храм Святого Педро?Храм Святого Педро?

Итак - я у подножия Замка. Это место - официальная резиденция первого короля Португалии. Его строительство датируют X веком. Основателем замка считается дона Мумадона Диаш - именно по её приказу началось строительство замка (крепости Сан-Мигел) на вершине холма для того, чтобы защитить основанный ею монастырь от нашествия мусульман и нормандцев. Изначально он был сооружён в романском стиле, но впоследствии многократно перестраивался, и к XV веку приобрёл готический вид (каким мы видим его и сегодня). 

Замок ГимарайншЗамок Гимарайнш

Через некоторое время после его основания он был заметно расширен и лучше укреплён. В 1139 году Португалия объявила себя независимым государством и Замок стал официальной резиденцией короля (с 1139 по примерно 1200 год). После XV века "боевых действий" тут не наблюдалось - замок начал медленно разрушаться, к XVII веку он уже больше напоминал руины, в XIX веке его планировали разобрать на "строительный материал", но был признан историческим памятником и отреставрирован В числе памятников Замок числится с 1881 года (по приказу короля Луиша I). Я насчитал всего девять башен - восемь небольших вокруг самой большой, центральной. Туристам доступно посещение Замка - можно побродить по его внутренней территории, подняться на вершину башен, прогуляться по крепостной стене.

Замок ГимарайншЗамок Гимарайнш

В парке Замка и Дворца достаточно много туристов, особенно из Китая. Уж насколько у китайских туристов спокойно отношение даже к самым известным достопримечательностям, здесь эмоции у них просто зашкаливают: готика, Средневековье... С высоты парка заметил расположенный рядом женский монастырь капуцинок (Convento dos Capuchos). К нему я ещё обязательно вернусь, сразу после осмотра Дворца Браганса.

Монастырь капуцинокМонастырь капуцинок

По дороге ко Дворцу все обязательно посещают небольшую капеллу в романском стиле Сан-Мигель-ду-Каштелу (Igreja de São Miguel do Castelo). Я бы сказал, что церковь "открыта всем ветрам" - не похоже, что тут проводятся службы. Про это место есть легенда, что здесь крестили будущего короля Португалии Афонсу Энрикеша. Считается, что купель сохранилась с того самого времени. По другим данным, церковь была построена во времена правления Афонсу II.

Капелла Сан-Мигель-ду-КаштелуКапелла Сан-Мигель-ду-Каштелу

Есть данные о том, что капелла была построена по приказу местного архиепископа (ХII век). После её расширения и реконструкции капелла стала называться церковью. В 1229 году архиепископ освятил эту церковь. Во времена правления короля Афонсу III храм служил приходской церковью. В конце ХIХ века здание начало разрушаться и было приведено в порядок только к 1939 году. При церкви есть кладбище, на котором похоронены аристократы эпохи Средневековья - надгробные плиты и камни можно отыскать поблизости.

В капелле Сан-Мигель-ду-КаштелуВ капелле Сан-Мигель-ду-Каштелу

И вновь - Дворец герцогов Браганса. Я у главного входа. Читаю краткое описание, основные исторические вехи. Дворец был восстановлен к середине XX века и превращён в музей, где можно получить представление о жизни богатых людей Португалии XVII-XVIII веков. Помимо предметов интерьера (ковров, мебели, фарфора) здесь можно увидеть коллекции живописи этого же периода.

Дворец герцогов БрагансаДворец герцогов Браганса

А в оружейной комнате неплохая коллекция оружия начиная с XV века. Внутренний дворик Дворца сразу же переносит посетителя в далёкое Средневековье - возникает поразительное ощущение спокойствия внутри Дворца. Периодически Дворец выполняет и свои прежние обязанности - официальной резиденции Президента Португальской Республики. Дворец открыт для посещения туристами ежедневно с 10:00 до 18:00, исключая несколько праздничных дней.

Вход во Дворец герцогов БрагансаВход во Дворец герцогов Браганса

Вблизи входа в Замок установлен памятник Афонсу Энрикешу I (Estátua a Dom Afonso Henriques) - это первый король Португалии. Памятник (по сравнению со дворцом) достаточно современный - его установили в 1887 году. Несмотря на то, что со времени его правления прошла почти тысяча лет (с 1139 года), португальцы гордятся своим предком. Даже придуманный им герб страны мало изменился с тех пор.

Статуя короля Афонсу Энрикеша IСтатуя короля Афонсу Энрикеша I

Решил вернуться в исторический центр и досмотреть то, что ещё не увидел. Но прежде надо дойти до расположенного рядом монастыря капуциновк (Convento dos Capuchos). Его строительство датируется XVII веком. Конечно же, из всего монастыря самое интересное - это церковь Святого Антония. Помимо того, что фасад просто шикарен, так ещё и у входа располагается несколько панно-азулежу (говорят о том, что они были изготовлены в XVIII веке). В XIX веке здание монастыря было отдано под госпиталь. В настоящее время здесь расположен музей.

Церковь Святого АнтонияЦерковь Святого Антония

Прогулка по Гимарайеншу - сплошное удовольствие. Тут и там встречаются строения, у многих из которых своя давняя история. Всё это приправлено достаточно большой порцией зелени. Правда, её ещё немного (прохладно), но урожай апельсинов всё-таки созрел. Интересно, как это - жить внутри города-памятника?

На улицах ГимарайншаНа улицах ГимарайншаКогда я попадаю на обычные городские улицы, где должен ходить общественный транспорт, спешить горожане, ездить грузовики и должны быть видны прочие признаки жизни небольшого города, то удивляюсь странному спокойствию. Вокруг практически никого нет. Может быть - это местный "спальный район"?

Пустынные улицыПустынные улицы

По архитектуре всё вокруг напоминает мне почему-то Италию и совсем немного Францию. Я вышел на довольно интересную площадь, которая носит название площади Милосердия (Largo da Misericórdia). И становится совсем обидно из-за того, что дождь льёт всё сильнее - а посмотреть на местную архитектуру хочется неспешно, сделать красивые фотографии. Приходится прятаться под крышами и снимать тоже оттуда.

Площадь МилосердияПлощадь Милосердия

Площадь Милосердия имеет форму буквы Г. Как я понимаю, она имеет давнюю историю - многие строения вокруг были построены в конце XVI - начале XVII века, возможно и раньше. На южной стороне вижу церковь Милосердия, которая (судя по всему) и дала название самой площади.

Здание судаЗдание суда

Какая замечательная картина - симпатичная церковь Милосердия (Igreja da Misericórdia) аккуратно "вписана" в ряд фасадов домов, которые выходят на улицу Rainha Dona Maria II. Хоть это и барокко, но выглядит всё очень стильно и как-то скромно, что ли...  Информации о церкви немного - её строительство началось в 1588 году и окончилось к 1606 году. Обратил внимание на необычную форму креста над фасадом - пока не нашёл объяснения, почему он такой формы.

Церковь МилосердияЦерковь Милосердия

Мне повезло - церковь была открыта. Помимо возможности её осмотра, я получил небольшую передышку от дождя. Внутри всё менее скромно, чем снаружи. Как и в большинстве португальских церквей - шикарная золочёная резьба, множество статуй, превосходный алтарь. Особенно мне понравился арочный портал. Мне очень нравится то спокойствие и умиротворённость, которые можно ощутить внутри. Можно не торопясь рассмотреть всю красоту отделки, а желающие пообщаться с Богом смогут это сделать в тишине, которую не нарушают никакие звуки.

В церкви МилосердияВ церкви Милосердия

Вновь возвращаюсь на площадь и решаю немного пройтись по улице Rainha Dona Maria II. Буквально рядом с церковью Милосердия (слева) замечаю очень симпатичное барочное строение в светло-коричневых тонах. Оно имеет собственное имя - Лобу Машаду  и было построено в середине XVIII века. Судя по тому, что на здании имеется баннер о 150-летии Ассоциации Коммерции и Промышленности, можно предположить, что именно она тут и размещается. А ещё заметил на фасаде здания символ клуба Ротари.

Лобу МашадуЛобу Машаду

Ещё левее заметил фасад скромной (по размерам), но довольно-таки симпатичной с виду церкви-часовни Capela de São Crespim - Святого Креспима. Оценить красоту церкви смог только снаружи - ибо было закрыто и попасть во внутрь я не смог. Очень простое, и в то же время шикарное барочное оформление фасада.

Часовня Святого КреспимаЧасовня Святого Креспима

Двигайся я по этой улочке и дальше, оказался бы вновь на площади Оливы. Я же планировал найти Largo do Toural - ещё одну площадь города. Поэтому отправился в противоположную сторону. Вновь проходя по площади Милосердия практически случайно наткнулся на оригинальный памятник или скульптуру. По очертаниям - напоминает рыцаря с мечом. Инсталляция современная (установлена в 2001 году) и олицетворяет (скорее всего) короля Афонсу Энрикеша I.

Афонсу Энрикеш IАфонсу Энрикеш I

Я добрался до площади Largo do Toural, но решил на некоторое время сразу же покинуть её, чтобы немного пройтись по улице Paio Galvão. И не просто так - ведь там располагается Археологический музей (Museu Arqueológico da Sociedade Martins Sarmento), здание оригинальной архитектуры и "содержимого". Музей был открыт в 1885 году и носит имя Мартина Сарменту - учёного, который занимался изучением стоянок человека железного века. Любителям археологии надо здесь обязательно побывать - артефактов доримской эпохи и прочих находок тут множество. Архитектура просто завораживает - это настоящая готика - монастырь Святого Домингуша был построен именно в готическом стиле.

Археологический музейАрхеологический музей

Невдалеке располагается церковь Святого Доминика (Convento de São Domingos), рядом с которой неплохо сохранился одноимённый женский монастырь. Как я понял - подходило время сиесты, поэтому двери церкви оказались закрыты. Церковь построена в 1397 году, но в период с XVI по XIX века пережила многократные перестройки и реконструкции - от её первоначального готического облика мало что сохранилось - сегодня строение выглядит как барочное строение.

Церковь Святого ДоминикаЦерковь Святого Доминика

А вот теперь возвращаюсь на площадь Largo do Toural. Она примыкает к историческому центру города с западной стороны. В XVII веке на этом месте проводились ярмарки: продавали скотину, птицу, продовольствие. Это место не входило в состав города до XVIII века. Его расчистили для постройки домов. И какие красивые получились эти домики: с восточной стороны несколько домов объединены в единый фасад, а с других сторон дома разные по калибру и отделке.

На площади Largo do TouralНа площади Largo do Toural

На южной стороне площади моё внимание привлекает церковь (базилика) Святого Петра (Basílica de São Pedro). Она была построена в 1737 году и, естественно, в стиле барокко. Почему-то мне показалось (или это оптический обман, а может быть - рука дрогнула), что церковь несколько наклонена. Возможно это из-за большой колокольни, расположенной рядом. Мне базилика показалась несколько мрачновата - возможно, виной всему погода... Если бы не крест и колокольня, здание можно было бы принять за обычное строение - жилой дом с балконом, например...

Базилика Святого ПетраБазилика Святого Петра

Над фасадом возвышается крест очень необычной формы - с тремя "перекладинами". Крест такого вида называют "папским". Почему он оказался тут - не выяснил. Внутри церковь достаточно яркая, светлая, тут много воздуха и ярких красок. Да и размеры впечатляют - снаружи всё выглядит скромно и миниатюрно.

В базилике Святого ПетраВ базилике Святого Петра

На площади сохранился фонтан XVI века. Ну, как сохранился? Почти полтора века он располагался в другом месте. И буквально несколько лет назад его вернули на место. А вот памятник королю Афонсу Энрикешу I наоборот убрали отсюда и перенесли ко Дворцу герцогов Браганса. Такой вот круговорот достопримечательностей в Гимарайнше.

Фонтан XVI векаФонтан XVI века

Практически на окраине площади, "за поворотом" обратил внимание на зубчатую башню - подумал вначале, что что-то современное, построенное "под старину". Но нет - это элемент подлинной средневековой крепостной стены, на которой заметил надпись "Aqui nasceu Portugal". В переводе означает «Здесь родилась Португалия». Наверное, здесь надо было входить в город - надпись напомнила бы о славном прошлом Гимарайнша. Но и прощаться с городом "под такую надпись" очень неплохо - обычно лучше всего запоминается первое и последнее...  

Крепостная башняКрепостная башня

На обратном пути к железнодорожному вокзалу, можно сказать, что совершенно случайно, заметил Jardim da Casa de Vila Flor - дворцовый парк у Дворца Вила Флор. Усадьба была построена в XVIII веке. Сначала я увидел небольшой, но хорошо спланированный многоярусный дворцовый парк: фонтаны, статуи, бассейны, художественно сформированные кусты. Побывать внутри не удалось - времени до отправления поезда оставалось мало.

Дворцовый парк Вила ФлорДворцовый парк Вила Флор

Сам дворец Вила Флор я смог рассмотреть только с противоположной от парка стороны. Судя по надписям - сегодня тут разместился какой-то культурно-выставочный центр. Здание красивое, достаточно скромное (по нашим временам), но король Жозе I в 1750 году организовал здесь собственную инаугурацию.  

Дворец Вила ФлорДворец Вила ФлорМне оставалось лишь пройти несколько кварталов и оказаться на железнодорожном вокзале. Впечатления от города - потрясающие. Если бы ещё не мешал дождь, временами, переходящий в ливень, то было бы просто замечательно. Как только я сел в поезд, сразу же выглянуло яркое солнце и голубое небо, проявились краски. Обидно, честное слово. Но впечатления от посещения города - исключительно положительные...

Европа     Португалия